Ошибки в семейном воспитании

Дек 07 2010

Ошибки в семейном воспитании
«Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Десятиклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что когда речь заходит об ошибках семейного воспитания, то чаще всего под ними имеют в виду конкретные неправильные поступ-1 ки родителей в процессе преднамеренного воздействия на детей с целью привития им тех или иных взглядов, качеств. Но круг влияния семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается подобной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;
неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Как-то научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки, встречающиеся в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 разнообразных ошибок. Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися являются следующие.

На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период).

Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери).

Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери).

Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи.

У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким.

Нетребовательность родителей к сыну (дочери).

Из-за болезни сына (дочери) родители не предъявляют нужные требования, боясь ухудшить его (ее) здоровье.

Родители основное внимание сосредоточили на улучшении материально-бытовых условий жизни семьи, а воспитанию сына (дочери) придавали второстепенное значение.

Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания.

Сын (дочь) избалован (а) хорошими материальными условиями в семье.

Противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерная нетребовательность, попустительство, то запугивание, завышенная строгость, неуместные наказания].

Чрезмерная строгость (грубая родительская власть, применение физических наказаний, остатки авторитаризма и т. д.) по отношению к сыну (дочери).

Родители поддерживают недовольство сына (дочери) школой, учителями.

Родители делят детей на любимых и «постылых».

Здесь невозможно привести данные о влиянии на школьников всех указанных ошибок. Обратим особое внимание на две из них. Весьма отрицательно отражается на детях такое положение, когда родители плохо представляют цель, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания. При опросе только половина отцов и матерей заявила, что эта ошибка не присуща их семьям. А каждый пятый родитель признал, что их семье эта ошибка присуща в сильной и средней степени. Как отражается подобное положение на учебных успехах школьников? Более 81% родителей, чьи дети учатся в основном отлично, отметили, что эта ошибка их семьям не присуща. Совсем иная картина в группах семей, где дети успевают весьма слабо. Здесь не допустили эту ошибку только 39% родителей.

К сожалению, отрицательное влияние этой ошибки распространяется не только на учебные успехи, но и на многие другие качества, в том числе на общественную активность школьников. Так, общественная активность развивается более успешно у школьников, родители которых имеют четкое представление о цели, задачах, средствах, формах и методах семейного воспитания. Анали- 1 зируемая ошибка значительно чаще встречается в семьях, где общественная активность у детей развита слабо.

Не менее серьезной является и следующая ошибка: отсутствие в семье единых требований и четкой линии в воспитании детей. Около 25% отцов и матерей отмечают, что их семьям эта ошибка присуща в сильной и средней степени.

Среди учащихся, успевающих в основном на отлично, более 61% из семей, где родители имеют единую линию воспитания, стремятся к повседневному ее осуществлению. А многие учащиеся, которые успевают весьма слабо, из семей, где у родителей нет взаимной согласованности в предъявлении требований к детям.

Анализируемая ошибка родителей является своеобразным тормозом и в развитии общественной активности школьников. В группе семей, где общественная активность у детей развита в сильной степени, более 55% родителей сумели избежать этой ошибки, только около 4% отцов и матерей отметили, что их семьям эта I ошибка присуща в сильной степени.

Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили: перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребенком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов); переоценка родителями своих воспитательных возможностей; неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный»); равнодушие к детям; материальная избалованность и др.

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует не только на успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.

Нет ответов пока » Организационная психология, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: