Основные функции семьи. Часть 2

Дек 07 2010

Основные функции семьи
Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку всю ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые дает детям семья. Дело в том, что, как указывал еще выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях, — все это самой природой установленные основы поистине хорошего воспитания»
Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, «оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание».

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – устойчивость его результатов. Так, правильное воспитание родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебе, трудовой и общественной деятельности.

В семье ребенку менее, чем в школе, заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активно проявляет себя в самостоятельной деятельности. Педагогические воздействия родителей на детей почти всегда индивидуальны. У них больше, чем у учителей, возможностей учесть при этом возрастные и индивидуальные особенности детей, включать детей в общественно полезную деятельность.

Семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовать свои способности, вести домашнее хозяйство, беречь природу и т. д. Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера в целом – все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Очень сильное влияние большинство семей оказывает на профессиональную ориентацию и жизненные планы старших школьников. Но и это еще не все. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы. Внутрисемейная обстановка также влияет на все сферы жизни самих родителей.

Незаменимость и важность семейного воспитания не умаляет роль общественного воспитания. В социалистическом обществе, где нет противоречий между семьей и государством, семейное и общественное воспитание дополняют одно другое, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности подрастающего человека.

Основы семейного воспитания детей необходимо знать каждому взрослому человеку. Особенно будущему родителю. На наших занятиях в X классе мы будем изучать семейное воспитание более подробно и обстоятельно.

В последние годы социологи все чаще выделяют коммуникативную функцию семьи Можно назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Раскрытие этого вопроса можно начать с краткой беседы. «Вспомните, — обращается учитель к классу, — что такое общение? Каковы основные черты общения близких людей?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Оно имеет немало особенностей. В числе факторов, обусловливающих особенности внутрисемейного общения, следует прежде всего выделить следующие: многоаспектность семейных отношений (это и экономические, идеологические, интеллектуальные, эмоционально- психологические, половые, нравственно-родственные отношения), их естественность, постоянство, глубокую интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи.

То, что социалистическая семья основывается не на частно-собственническом интересе, а на любви, взаимоуважении и долге, налагает свой отпечаток на характер общения. Для него характерны особая доверительность, поиск эмоциональной защиты и сопереживания. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать свое эмоциональное состояние, поделиться радостями, рассказать о неудачах и обидах, получить совет по самому тонкому, интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы, а в целом иметь хороший жизненный тонус. Преувеличить ценность таких отношений невозможно. Правда, они могут быть нарушены в семьях, где взрослым присущи эгоизм, душевная глухота и равнодушие как друг к другу, так и к детям.

Наиболее часто общение членов семьи происходит в процессе просмотра телевизионных передач; чтения и обсуждения книг, журналов и газет; работы по дому, в саду, огороде; совместных бесед; прослушивания радиопередач. К сожалению, нынешние семьи не так уж часто совершают прогулки на природу (только каждая четвертая семья совершает их регулярно); выходы в театр и кино, во Дворцы культуры и клубы (29% семей посещают их регулярно). Реже, чем раньше, стали практиковаться совместная работа семьи по дому, в саду, огороде; совместные (взрослых и школьников) игры.

В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания. Довольно многие супруги недооценивают влияние общения на детей, на развитие их интеллекта и эмоциональной сферы. Дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты его влияния непросто. Нередко на формирование многих личностных качеств различные формы общения влияют косвенно, опосредованно. Можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в совместной работе по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь налицо непосредственное влияние труда и общения. Однако, как установлено исследованиями, это же общение положительно воздействует на развитие у школьников самостоятельности, заботливости и многих других качеств.

С внутрисемейным общением неразрывно связано общение семьи с окружающей природной средой. Рассмотрим, к примеру, семейные походы и прогулки на природу. Каково их влияние на детей?

В семьях, где регулярно проводятся походы и прогулки на природу, вдвое больше школьников, у которых хорошо развито трудолюбие. Почему? На его развитие прямое положительное влияние оказывают подготовка к походу, выполнение тех или иных обязанностей в самом походе, преодоление трудностей.

Сама ситуация похода во многом моделирует естественную человеческую жизнь: участие в приготовлении пищи, подготовке ночлега, поддержании костра и тому подобные дела помогают ребятам более уверенно чувствовать себя в жизни вообще.

В то же время не менее сильное позитивное воздействие на взрослых и детей оказывают наблюдения за тем, как человек взаимодействует с природой; сам отдых, восстанавливающий силы для предстоящего труда; размышления о жизни, к которым так предрасполагает природа, и т. д. Но и это не все. Незаменимо влияние на личность самого общения. Ведь в процессе общения во время похода или прогулок школьник перенимает у старших их отношение к природе, ее красоте, к результатам труда человека и многое другое. Это рождает у него новые чувства, переживания, интересы, любознательность, возникают разнообразные духовные устремления. В новом свете предстают перед учеником и сами родители, а те, в свою очередь, иным видят своего ребенка. Все перечисленное способствует развитию между ними более высокого уровня отношений. И понятно, почему положительное влияние данный фактор оказывает на общественную активность, любознательность, доброту, дисциплинированность, честность и многие другие качества школьника.

Итак, трудно переоценить значение совместных прогулок и походов для воспитания в детях качеств будущего семьянина. Поход фактически является одной из форм «игр для взрослых», в которые дети включаются наиболее естественным образом. Такие древние семейные ценности и традиции, как поддержание очага, строительство дома, выполнение обязанностей, воспитывающих мужественность и женственность, рыцарское отношение к женщине, получают в походе естественное развитие и в условиях общения с природой легко усваиваются детьми.

Все большее влияние на образ жизни человека оказывают телевидение, радио, кино, периодическая печать. И семья, как упоминалось, должна быть добрым посредником во взаимодействии своих членов с этими средствами массовой информации. Этот важный и интересный вопрос мы разберем подробно, когда будем изучать идейные ценности семьи.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей. Для советского общества характерно систематическое повышение культурного и нравственно-этического уровня проведения досуга. И это повышает его значение в восстановлении физических и духовных сил человека, во всестороннем развитии личности. Повышению роли досуга также способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркало м зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки в природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на усталость, и т. и. Проблема организации семейного досуга сейчас стала значительно злободневней, чем десять – пятнадцать лет назад. Улучшение жилищных условий населения, телевидение делают для многих школьников «домашний очаг» весьма привлекательным местом для проведения своего свободного времени. И еще одно обстоятельство: в нашей стране стало два выходных дня в неделю. Это также усиливает значение семейного досуга.

Жизнь семьи весьма многогранна. Нами кратко рассмотрены только основные ее функции. По и этот анализ показывает, что между ними существует тесная взаимосвязь, что семья – уникальный институт воспитания.

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: