Особенности общения детей с родителями и другими взрослыми

Янв 24 2011

Особенности общения детей с родителями и другими взрослыми
В старшем дошкольном возрасте ребенок при правильном его воспитании начинает действовать вполне самостоятельно. Он может сам умываться, одеваться, он может многое другое. Однако это не означает, что он может обойтись без родительской ласки и нежности. Он по-прежнему ищет родительского внимания.

В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка.

Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на дисциплинарные взыскания, наказания, подавление инициативы, принуждение. Здесь ребенку предъявляются требования неукоснительного подчинения. Нередко такие родители ждут от своего ребенка достижений, превосходящих его возможности. Этот стиль формирует у ребенка комплекс неполноценности.

Либерально-попустительский стиль, напротив, исповедует принцип вседозволенности. Этот стиль лишает ребенка представления о том, что можно и чего нельзя. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может быть самостоятельным и активным.

Демократический стиль — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и притязании на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители используют внушение и убеждение.

Ребенок пяти-шести лет более уравновешен, чем в прошлом (когда ему было три, четыре года). Он нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой. Но его поджидают всевозможные трудности.

Одна трудность возникает, когда ребенок перестает быть единственным в семье, когда у него появляется брат или сестра. В этом случае малыш может чувствовать себя отвергнутым. Нужно, чтобы родителям хватило такта и они уделяли бы внимание своему первенцу. Ребенок должен чувствовать себя уверенно. В этом случае он не только не будет ревновать, но и почувствует себя старшим братом (сестрой).

Другая трудность связана с детским садом. Если ребенок до сих пор не ходил в детский сад, а теперь его отправляют туда, он будет думать, что это из-за маленького.

В детский сад ребенка следует начать водить задолго до появления в семье другого ребенка. В это время можно помочь ребенку адаптироваться к своей группе: пораньше забирать его, выражать уверенность в том, что он справится со всеми своими обязанностями и сам будет себя обслуживать.

У воспитателя с приходом в детский сад «домашнего» ребенка появляются новые заботы. Новенький чувствует себя скованно. Здесь нет рядом мамы. Как некомфортно малышу, как ему страшно!

Если воспитатель попросит, чтобы родители дали ребенку его любимого мишку (или другую зверюшку), если будет называть ребенка по имени, то он будет не так несчастен.

К новенькому, как принято говорить в обыденном нашем общении, воспитатель должен относиться особенно внимательно. При выраженной доброжелательности воспитатель старается привлечь к новенькому наиболее отзывчивых, не склонных к агрессии детей. То, как ребенок войдет в группу сверстников, зависит от способности воспитателя правильно подобрать ему товарищей по игре. При этом воспитатель держит новенького в поле своего внимания. Дети, видя это, тоже стараются быть дружелюбными.

Самая хорошая группа та, в которой взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружественного понимания. Такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль общения воспитателя с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности общему делу.

Нет ответов пока » Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: