Особенности работы учителя с октябрятами

Янв 02 2011

Особенности работы учителя с октябрятами
Младшие школьники становятся октябрятами. Их воспитание строится теперь с учетом того, что в работе с октябрятами принимают участие пионеры. В положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина сказано: пионерские дружины и отряды создают октябрятские группы в начальных классах для подготовки младших школьников к вступлению в пионерскую организацию.

Воспитательная работа, которую ведет учитель с классом, значительно шире по своему содержанию, чем работа с октябрятами. Учитель работает с октябрятами не только через вожатых-пионеров. Он сам готовит младших школьников к совместной деятельности с пионерами, рассказывает детям об их вожатых, о содержании той работы, которую они будут проводить в звездочках, о требованиях, которые младшие должны выполнять, участвуя в октябрятских делах. Он приучает детей к самостоятельности, умению сотрудничать со сверстниками и старшими товарищами, коллективно работать. На уроке учитель беседует с детьми о правилах октябрят (используя материал, который содержится в книгах для чтения), эта же работа продолжается и вне урока.

Воспитательные задачи, содержание октябрятской деятельности, ее организация настолько сложны, что целиком переложить их решение на плечи пионеров невозможно. Следовательно, можно говорить лишь об определенном объеме работы с октябрятами, которую проводят пионеры. Каков этот объем — зависит от класса, с которым работают пионеры, от их опыта общения с октябрятами, от умения педагога организовать совместную деятельность старших и младших, от установившихся в школе традиций. Учитель с учетом конкретных условий обычно сам решает вопрос о той работе, которую он доверяет пионерам. Педагогу важно так направить деятельность вожатых, чтобы они заняли правильную позицию по отношению к октябрятам.

Нередко, стараясь подражать учителю, вожатые усваивают его тон в отношении к ученикам, а это иногда мешает созданию товарищеских отношений между старшими и младшими. Чтобы предупредить такое явление, педагог обращает внимание вожатого на характер его обращения к детям, подчеркивает правильный тон, отмечает ошибки. Учитель помогает наши интересное содержание совместной деятельности пионеров у, октябрят, всячески поддерживает авторитет вожатого — старшего для октябрят товарища и друга.

Учитель не всегда правильно строит свою работу с вожатыми-пионерами и октябрятами. Иногда он предъявляет завышенные требования. На сборе кто-то из малышей громко засмеялся и нечаянно уронил стул, кто-то быстро побежал и упал. Учитель вмешивается в веселую атмосферу сбора: «Не умеете вести себя — немедленно все идите домой». В этом случае учитель отходит от правильной педагогической позиции, нарушает непринужденную обстановку, возникшую на сборе, стремится провести сбор, взяв за эталон урок.

Воспитатель нередко боится доверить вожатому самостоятельное, проведение сбора, так как тот не умеет поддерживать строгую дисциплину. Но на сборе дети и должны вести себя более свободно, менее регламентированию, беседовать, играть. Здесь уместен и громкий дружный смех, и веселые реплики. Дисциплина урока и дисциплина сбора далеко не одно и то же. К сожалению, сбор по вине учителя иногда бывает похож на урок, теряется его специфика, поэтому и интерес детей к октябрятской работе падает. Учитель, заняв правильную позицию, учитывая специфику сборов, особенности совместной деятельности пионеров и октябрят, получит дополнительный резерв успеха воспитательной работы.

Степень развития коллективизма, общественно-трудовой активности детей находится в зависимости от стиля отношения учителя к коллективу детей, от его внимания к развитию самостоятельности учащихся, доверия к их силам н возможностям.

При посещении уроков и внеклассных мероприятий двух классов было отмечено различие в стиле отношений учителей со своими учениками.

У учителя ровный и спокойный тон в обращении с ребятами! Отношения между педагогом и октябрятами проникнуты сердечной теплотой. Во время перемен учащиеся обступают учителя, задают вопросы, беседуют па самые различные темы. Он разговаривает с детьми доброжелательно, обращается к учащимся, называя их по имени.

Учителя характеризует авторитарный, требовательный тон в обращении со школьниками. Для него характерны строгость и сухость в обращении с детьми, он часто называет учащихся по фамилии, повышает голос, когда недоволен ответами учеников.

В процессе индивидуальных бесед учителям был задан один и тот же вопрос: «Чего бы вы желали для своих ребят?»

Учитель С Это трудный вопрос. Их сорок три, н каждому необходимо что-то свое, особенное. А в общем желаю, чтобы все они выросли настоящими советскими людьми.

Учитель О. Ну, конечно же, всем отличной учебы. Ведь столько сил в это вкладываешь!

Эти два, в сущности, хороших пожелания педагогов для своих воспитанников также выражают центральную линию в ах работе. Специальное изучение уровня воспитанности учащихся того и другого- класса показало, что коллективизм, общественно-трудовая активность различны у учащаяся этих двух классов, хотя по успеваемости и дисциплинированности они находятся на одном уровне.

Работа пионеров с октябрятами является одним из путей реализации принципа параллельного действия в воспитании. Коллектив отряда является своеобразным проводником установок’ и требований педагога, осуществляющего руководство совместной деятельностью пионеров и октябрят.

Пионеры передают октябрятам знания и умения, традиции, тесно связанные с их общественно полезной пионерской деятельностью. Общественная и коллективистическая направленность содержания работы отряда в октябрятской группе определяет характер и содержание влияния старших на младших.

Официальная позиция вожатого — старшего товарища, выполняющего поручение пионерской организации и комсомола, — обязывает его строго следить за своим поведением, за тем, чтобы оно соответствовало тем нормам и требованиям, которые к нему предъявляет школа и пионерская организация. Это определяет положительное влияние вожатого на октябрят.

Отряд является коллективным вожатым группы. Это значит, что одни пионеры — вожатые звездочек, другие — ведут кружки по интересам, третьи — помогают готовить праздники всей группы; отряд работает вместе с октябрятами в зоне пионерского действия, приглашает их на свои сборы, готовит и принимает их в пионерскую организацию.

Позиция учителя начальных классов по отношению к вожатым октябрят изменяется от класса к классу. В I — II классах работа с октябрятами ведется вожатыми при непосредственном участии педагога, они выступают помощниками учителя, который как бы передает им практический опыт работы с детьми. Далее учитель играет все более и более опосредованную роль в работе с октябрятами, предоставляя вожатым значительную самостоятельность.

Основная трудность в работе с октябрятами (по мнению большинства старших пионервожатых) — это отсутствие согласованности в действиях вожатых октябрят и учителей начальных классов в тех случаях, когда последние не берут на себя руководство вожатыми, не помогают им определить содержание работы с октябрятами, правильно спланировать ее. Если учитель не доверяет вожатым октябрят, не привлекает их к активной работе в группе и звездочках, а работа вожатого никем не проверяется, не оценивается, пионеры реже и реже бывают у своих подшефных и постепенно прекращают работу в своей октябрятской группе.

Такие внешние обстоятельства, как несогласованность расписания уроков у октябрят и пионеров, отсутствие необходимого помещения и т. п., также являются причиной прекращения работы шефов.

Старший пионерский вожатый объединяет и направляет усилия всех, кто работает с октябрятским коллективом. Он работает в тесном контакте с учителями начальных классов и классными руководителями тех отрядов, которые являются шефами октябрятских групп. Только согласованность действий всех педагогов, ответственных за учебно-воспитательную работу, может обеспечить необходимые условия для развертывания эффективной совместной деятельности пионеров и октябрят.

Подготовка вожатых-пионеров к работе с октябрятами проводится старшим пионервожатым, учителем октябрятского класса, классным руководителем. Пионерам разъясняется значение и важность их работы с младшими товарищами; они знакомятся с основным содержанием ее; вожатые знают, кто и когда будет оценивать их деятельность в октябрятской группе, перед кем они должны отчитываться. Практические навыки и умения работы с октябрятами вожатые приобретают, наблюдая за действиями учителя, подражая ему, учась у своих более опытных товарищей. Учитель показывает, как лучше провести игру, беседу, организовать труд.

Во многих школах организована учеба вожатых октябрят. Вожатые на специальных занятиях знакомятся с содержанием того, что они должны передать октябрятам, узнают об их возрастных особенностях, о том, какие способы воздействия в работе с октябрятами наиболее эффективны. Такой подход, казалось бы, противоречит основному принципу октябрятской работы: октябрята перенимают то, что уже знают и умеют пионеры. Учеба вожатых необходима потому, что она систематизирует, дополняет тот материал, которым овладели пионеры (в частности, будучи октябрятами), помогает им осмыслить свою непосредственную деятельность, свой опыт руководства и общения с ними. Работа а октябрятами направляется педагогами — учителями, старшим вожатым, классным руководителем — и является частью воспитательной работы, которую проводит с учащимися учитель начальных классов.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: