Особенности управления действиями в раннем детстве

Фев 25 2011

Особенности управления действиями в раннем детстве
Произвольные действия. В раннем возрасте у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. Как мы видели, при передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребенок начинает действовать намеренно: ставить перед собой определенную цель и затем выполнять действия, направленные па ее достижение. Осваивая новые действия, ребенок все лучше овладевает своими движениями.

Однако степень произвольного управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Сплошь и рядом он не удерживает поставленную цель, меняет ее в ходе выполнения действия. Это хорошо видно на примере рисования, когда ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка.

Когда дети выполняют пусть даже самые простые, но неинтересные им задания по указанию взрослых, они обычно не доводят дело до конца — либо просто бросают его, либо превращают в игру (например, получив задание собрать в ящик кубики, ребенок вместо этого начинает строить из них башню).

Таким образом, произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.

Влияние ситуативных побуждений. Для ребенка раннего возраста гораздо труднее удерживать поставленную цель в условиях, когда какие-нибудь внешние обстоятельства мешают этому, вызывают у него чувства и желания, противоречащие первоначальному намерению (ситуативные побуждения). На музыкальных занятиях с детьми разучивали игру, в которой они должны были, изображая петушков, убегать от «птичницы» (воспитательницы), которая ловила их. Дети поняли инструкцию, разучили нужные движения, но, когда началась игра, стали подражать воспитательнице и ловить друг друга. Влияние ситуативных побуждений приводит к тому, что дети раннего возраста оказываются не в состоянии соблюдать в играх даже самые простые правила.

Саша (2.5.17). Гуляя с Сашей в саду, я неоднократно играла с ним п прятки. Прятали ведерко. Когда мне приходилось искать, то каждый раз, как только я открывала глазз, мальчик не удерживался и с восторгом показывал мне, куда он спрятал. В то же время Саша обязательно требовал, чтобы я закрывала глаза («закли гляски»). (Из дневника Н. А. Менчинской.)

Сдерживание желаний и связанные с ним трудности. В раннем возрасте у ребенка впервые появляются попытки сдерживать свои желания. Но достигается это только в отдельных случаях, да и то с большим трудом. Детям второго и третьего года жизни дали после завтрака по конфете и попросили, когда придет м ша, дать ей попробовать конфету, а пока не есть. Больше полтины детей все-таки съели конфету, а остальные по многу раз се доставали, разворачивали, облизывали… Ребенок учится сдерживать возникшие у него желания под влиянием настойчивых указаний взрослых.

Саша (2.10.12). Был день моего рождения. Я пришла домой, Саша мне сразу крикнул: «Тебе есть подалецск> (подарочек), протянул мне в прозрачном мешочке две шоколадные фигурки. От шоколадной киски отломился хвостик, я ему дала его съесть. «Хвостик», — радовался Саша. Съев хвостик, он мтс скачал: «Теперь дай сшшьку». Я начала тогда с ним такой разговор: «Ч.-й день рождения?» — «Мамин». — «Кто получил подарок?» — «Мама». — «Кто будет есть шоколад?» — «Я», — отвечает Саша. «Как же так?» — воскликнула я и начала снова: «Чей день рождения?» — и т. д. Саша опять сказал, что шоколад будет есть он, наконец, па третий или четвертый раз на вопрос: «Кто будет есть шоколад?» — Саша с усилием выдавил из себя: «Ти» (ты).

Три дня лежал на моем столе шоколадный дядька, и Саша ни рану его не попросил.

Сегодня я объявила ему, что дядьку я съела, что он был очень вкусный и еще раз поблагодарила Сашу за подарок. Когда пришел отец, мальчик ему рассказал, что мама съела дядьку, а я не пляснл. (Из дневника Н. А. Мснчинской.)

Трудность преодоления ситуативных побуждений, сдерживания желаний делает детей совершенно беспомощными в ситуациях, требующих выбора между несколькими привлекательными возможностями. Детей раннего возраста поодиночке приводили в комнату, где лежало много привлекательных игрушек, и предлагали выбрать одну из них. Ребенок долго колебался, перебирал игрушки, наконец, брал какую-нибудь, по, когда после этого ему предлагали уйти в другую комнату, снова клал ее п начинал перебирать оставшиеся, так и не приходя к окончательному решению.

Внимание у детей раннего возраста еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому успешность действий целиком определяется их привлекательностью для ребенка.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: