От игры к учебе

Дек 31 2010

От игры к учебе
Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам — еще старшие дошкольники. Основными видами деятельности для них продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебная же деятельность только начинает складываться. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

Произвольное управление действиями, соблюдение правил возможно только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

Все это требует от учителей, воспитателей, родителей — всех, кто принимает участие в обучении и воспитании шестилетних школьников, особого подхода к ним, учета переходного характера возраста.

Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых основные предпосылки учебной деятельности уже сложились, это может привести либо к тому, что ребенок и в самом деле быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям и в сжатые сроки овладеет основами учебной деятельности, либо же к тому, что он, наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, и заболеет.

На практике встречаются оба эти варианта, и число детей, для которых систематическое школьное обучение в обычных условиях оказывается непосильным, достаточно велико. Тем не менее попытки приспособиться к психологическим особенностям детей, с„е обучение строить в игровой форме, всегда вносить в занятия элементы сюжета, проводить их как дидактические игры не оправдывают себя. Такое обучение легче и привлекательнее для детей, но не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, плохо развивает произвольное управление своими действиями, произвольное внимание.

Психологически правильная организация деятельности маленьких первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь па игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года — в форме прямого обучения.

При этом дети должны различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание обязательно и его необходимо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет.

В самих игровых формах обучения необходимо подчеркивать моменты, важные для овладения учебной деятельностью: точное выполнение правил, строгое распределение действий между участниками игры. Игровая форма, служащая только для развлечения, пользы не принесет.

Учебные задания могут вводиться как необходимая подготовка к будущей игре. Например, детям сообщают, что они будут играть в «космонавтов». Но для этого нужно научиться быстро складывать и вычитать, чтобы подсчитывать расстояние, которое пролетел космический корабль и которое осталось пролететь. Те дети, которые научатся складывать и вычитать быстрее и точнее других, получат главные роли.

Для формирования у детей шести лет умения учиться большое значение имеет также использование рисования, конструирования и других сходных с ними видов детской деятельности (лепки, аппликации). Рисование входит в программу первого класса для шестилеток, конструирование составляет значительную часть программы по труду. Занятия этими видами деятельности могут строиться таким образом, чтобы постепенно переводить внимание ребенка с результата выполняемых действии на способ получения этого результата, т. е. от практических действий к учебным. Для этого можно организовать совместное выполнение заданий двумя пли несколькими детьми с последующим – обсуждением условий, повлиявших на качество полученного результата.

Например, три ребенка выполняют аппликацию. Один из них вырезывает фигурки из цветной бумаги, другой намазывает клеем, третий наклеивает. Затем взрослый вместе с ними обсуждает достоинства и недостатки получившейся аппликации. При этом выясняется, какие погрешности в действиях каждого привели к имеющимся недостаткам, какие правила этих действий были нарушены и почему. Такое совместное выполнение задания, когда каждый ребенок несет ответственность за свой участок общей работы, приводит к значительно более существенным сдвигам в отношении детей к способу выполнения каждого действия, чем при выполнении задания в одиночку.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: