Передвижение в пространстве

Фев 22 2011

Передвижение в пространстве
Овладение прямой походкой. В младенчестве ребенок научился делать первые шаги. Теперь ему предстоит полностью овладеть передвижением в пространстве — научиться ходить, бегать, взбираться по лестнице.

Овладение прямой походкой — немалая трудность для годовалого малыша. На втором году жизни ходьба — самостоятельное действие, имеющее свою особую цель. Ребенок специально занимается ею, пока она не станет автоматической, не превратится в навык, обслуживающий действия, имеющие другую цель (взять игрушку, посмотреть, что делается в другой комнате, прокатить мяч).

Когда малыш начинает ходить, он чаще всего уже умеет хорошо ползать. Этого достаточно, чтобы передвигаться по комнате, доставать игрушки, приближаться к взрослым и проситься на руки. Можно подползти, схватившись за мамину юбку или за любой предмет, встать и дотянуться до всего, что доступно тебе по росту. Зачем же учиться ходить? Ведь это трудно, да и опасно — того и гляди упадешь и больно стукнешься. И тем не менее дети упорно учатся ходить. Большую роль в этом играет, конечно, обучение и поощрение со стороны взрослых.

Мать берет малыша за ручку, ведет по комнате, потом отпускает, отходит на несколько шагов и, протягивая руки, зовет к себе. Часто малыш остается стоять на месте, а то и попросту садится на пол или опускается на четвереньки и ползет. Но в конце концов он решается: протягивает вперед ручки (все-таки поменьше идти) и делает шаг-два вперед. Начало положено. Проходит немного времени, и ребенок уже сам начинает упорно «тренироваться» в ходьбе. На первых порах он широко расставляет ноги, как моряк на качающейся палубе, балансирует руками, чтобы сохранить равновесие, как будто идет по канату. Часто падает, но все равно продолжает упражнения.

1.0.0 — 1.1.0. Кирилл идет, расставив широко ручки, держа туловище наклонно вперед. Лицо радостное. Иногда радость столь сильна, что Кирюша, стоя, принимается неистово размахивать ручками и, конечно, шлепается. Однако такие казусы никак не отражаются на его желании ходить и на хорошем настроении.

Аид рюш а. Глазами меряет расстояние до какого-нибудь стоящего поблизости предмета и бегом-бегом направляется к нему. Затем подыскивает новую цель и устремляется к ней. Частенько, однако, малышом овладевает робость, и он идет только тогда, когда есть рядом страховка — мебель, стены, за которые в случае чего можно удержаться, или рука взрослого. По «пересеченной» местности мальчик для верности и скорости передвигается на четвереньках. (Из дневника В. С. Мухиной.)

Ободренный первыми успехами, ребенок начинает получать удовольствие от самого овладения собственным телом, от той власти, которую он приобретает над собой.

Когда простое вертикальное передвижение в пространстве достаточно освоено, дети начинают сами искать условия, в которых ходить и бегать трудно: карабкаются на горки, ходят задом наперед, с закрытыми глазами, кружатся, пытаются спрыгивать с возвышенностей, хотя и не всегда могут набраться храбрости.

Двухлетний Вова лег животом на бревно, потом встал на нем и, глядя вниз и приседая, проговорил: «Как я смокну!» Постоял немного, потом снова лег на бревно и сполз с него на землю. (Из наблюдений Л, А. Венгера.)

Значение овладения ходьбой. К концу раннего возраста ходьба в обычных, не затрудненных условиях становится достаточно прочным навыком и уже не требует от ребенка каких-либо специальных усилий, хотя техника ходьбы и особенно бега еще далека от совершенства.

Овладение прямой походкой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность познакомиться с новыми местами, предметами, увеличивает его самостоятельность. На собственном элите ребенок знакомится с расстояниями, направлениями пространства. Он начинает по-новому видеть предметы, обходить их с разных сторон. А освобожденные от участия в ползании руки теперь полностью служат для того, чтобы действовать с вещами.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: