Первые шаги в организации октябрятского коллектива

Янв 02 2011

Первые шаги в организации октябрятского коллектива
Оформление октябрятской группы. Отряд — шеф октябрятской группы — назначается решением совета дружины, как правило, на весь период начального обучения.

Во главе группы стоит вожатый, которого выделяют из числа старших пионеров или комсомольцев; вожатыми звездочек назначают пионеров отряда-шефа. Соответствующее решение принимается советом дружины в конце учебного года, поэтому пионеры заранее могут подготовиться к первой встрече со своими детьми, которая обычно происходит первого сентября.

Во многих школах создается совет друзей октябрят, который руководит работой октябрятских групп. В пего входят все те, кто работает с октябрятами; учителя, пионеры, родители, комсомольцы.

В первые дни первоклассники знакомятся со своими старшими товарищами по школе, которые, как им объясняет учитель, будут им во всем помогать, будут руководителями коллективных занятий, игр, научат многому полезному из того, что умеют и знают сами, что необходимо для будущего юного пионера. Начало шефской работы пионеров в I классе сразу помогает включить детей в общешкольный коллектив, заставляет их почувствовать себя защищенными от возможности потеряться в большом школьном коллективе. Пионеры дарят первоклассникам подарки, сделанные своими руками (закладки, блокноты, поздравительные открытки).

Пионеры помогают первоклассникам освоиться с новыми для них правилами поведения в школе, на уроке, знакомят со школьным зданием. Под руководством учителя пионеры проводят с детьми экскурсии по школе: показывают свой класс, обращая внимание на чистоту в классе, рассказывают, как они дежурят. В сентябре месяце они проводят встречи с октябрятами на темы: «Содержи всегда в порядке свои книжки и тетрадки», «Говорящий портфель».

Дети начинают выполнять простейшие общественные поручения: дежурят по классу, поливают цветы, помогают учителю.

Почти с первой встречи пионеры начинают готовить детей к Празднику красной звездочки, когда маленькие школьники станут октябрятами.

Готовясь к Празднику красной звездочки, первоклассники узнают, кто такие октябрята. Об этом беседуют с ними учитель, вожатые. Пионеры вместе с ними разучивают песни и стихи об октябрятах — внучатах Ильича. На последующих сборах звездочек дети знакомятся с правилами октябрят, учатся им следовать, Для подготовки Праздника красной звездочки привлекают родителей октябрят. Они помогают подготовить выступления детей на празднике, оформить комнату, где будет проходить торжественный сбор.

Главное требование к проведению сбора — все дети должны в нем активно участвовать. Все они участвуют в хоровом пении, коллективной декламации; выступления детей чаще организуются как выступления звездочки. Например, дети иллюстрируют октябрятское правило: «Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые».

Они заранее разучивают и на сборе показывают комплекс упражнений утренней зарядки и другие упражнения, которые научились делать на уроках физкультуры.

Правило: «Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут» — иллюстрируется коллективной игрой, которую показывает вторая звездочка, а третья — исполняет песню, припев которой поют все дети и вожатые. К празднику целесообразно подготовить выставку рисунков «Каким должен быть октябренок» и поместить рисунки всех детей.

Праздник красной звездочки начинается звуками горна, под которые все строятся на торжественную линейку. С одной стороны выстраиваются октябрята со своими вожатыми, напротив — пионеры отряда-шефа. На сбор выносится знамя отряда. Вожатый группы говорит, что с сегодняшнего дня дети не просто ученики, они теперь октябрята — внучата Ильича. Затем сн обращается к детям с вопросами: «Кого мы называем внучатами Ильича?», «Почему вас назвали октябрятами?»

Обращаясь к каждой звездочке по очереди, вожатый спрашивает, какие правила октябрят они знают. Не следует заставлять детей учить правила наизусть. Если они сами запомнят — хорошо. Если нет, то их ответы: «Они стараются учиться лучше», «Они любят труд», «Они дружные», «Октябрята любят петь, играть» — вполне отражают существо октябрятских правил.

Вожатые говорят, что они хотели бы видеть своих октябрят дружными, старательными, сильными. После этого пионеры прикалывают им звездочки. Затем группе вручается флажок1.

Праздник красной звездочки должен стать для октябрят началом новой, интересной коллективной жизни. Они должны получить конкретные представления о своих новых обязанностях — обязанностях октябренка.

Подбор детей в звездочку. Учитель, изучая детей-первоклассников, наблюдает за их взаимоотношениями, возникающими дружескими связями. Эти наблюдения он дополняет беседами с детьми: кто с кем хотел бы вместе сидеть, быть в одной звездочке. На основании наблюдений о товарищеских симпатиях детей учитель, привлекая вожатых, формирует звездочки — первичные коллективы октябрят. Подбирать детей в звездочку с учетом их взаимных симпатий важно потому, что в таких коллективах любая работа идет успешнее. Это объясняется тем, что дети, отношения которых уже сложились, легче договариваются, находят обший язык. Если симпатия к товарищу еще не проверена в совместной деятельности, то взаимное расположение служит основой для того, чтобы легче наладить деловые контакты. Правда, иногда совместная деятельность разочаровывает детей друг в друге, не столько сближает, сколько отдаляет их, но это является скорее исключением, чем правилом.

Немаловажное значение для успешной коллективной деятельности имеет количество детей, объединенных в звездочку. Звездочка должна объединять не больше 5 — 6 детей. В небольших по составу объединениях легче наладить дружеские отношения детей, установить между ними личные контакты, организовать общие коллективные дела, самостоятельную работу под руководством пионеров. Очень важно учителю заметить тех детей, с которыми не хотят дружить, не выражают желания сидеть за одной партой. Необходимо принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность. Если вовремя не сделать этого, дети, не нашедшие себе места в коллективе, не обретшие дружеских, товарищеских отношений со своими сверстниками, не смогут стать настоящими коллективистами, а иногда начинают противопоставлять себя коллективу, его делам, своим одноклассникам.

Большую помощь учителю в привлечении таких детей к коллективной деятельности, установлении дружеских контактов с одноклассниками могут оказать вожатые. Старшие товарищи пользуются не только авторитетом официального положения — вожатого, но и авторитетом старшего школьника. Внимание вожатого к таким детям, дружба с ними пробуждают к ним интерес сверстников, желание найти у товарищей сильные, привлекательные стороны. В этом должен помочь вожатому учитель, включая этих детей в такие дела, в которых они могут проявить свои познания, умения, способность оказать помощь товарищу, выручить свой коллектив.

В звездочке главным является вожатый-пионер. Небезразлично также; какой по своим характерологическим качествам вожатый с какой по составу звездочкой будет работать. Так, вожатый с ярко выраженными качествами коллективиста оказывает положительное влияние на звездочку, состав детей которой не обладает данными качествами. Инициативный вожатый невольно тормозит развитие инициативы у октябрят своей звездочки, если в ее составе преобладают дети.

Одновременно с созданием группы октябрят выбирают командиров звездочек. В I классе дети не могут сознательно выбирать командира, так как не знают друг друга, не понимают смысла выборов, нередко каждый предлагает свою кандидатуру. Учитывая это, педагог вместе с вожатым продумывает, кто из ребят лучше сумеет справиться с организаторскими задачами. В дальнейшем обязанности командира выполняют все дети по очереди.

Готовность октябрятского коллектива звездочки к совместной деятельности с пионерами включает: психологическую подготовку октябрят — пробуждение у них интереса к вожатым, к будущей работе вместе с ними, отношение к вожатым как к старшим, более опытным товарищам, которые готовят и принимают октябрят в пионеры; выработку простейших навыков самостоятельной работы, организованности; умение подчиняться старшим товарищам, а затем и своим сверстникам; умение быть организатором в своей звездочке.

Воспитательная работа с октябрятами в сельской школе. Условия работы учителя сельской школы, особенно малокомплектной, имеют свело специфику. Это не только реальное окружение школы: сельскохозяйственные предприятия, колхозы, совхозы, близость к природе, а также отдаленность домов, где живут школьники, от школы. Часто здесь в начальных классах учатся 12 — 16 человек, иногда и меньше, лишенных общения с учащимися старших классов, со своими шефами-пионерами, так как средняя или восьмилетняя школа находится далеко. Поэтому сельские учителя помогают наладить совместную деятельность пионеров и октябрят по месту жительства, но и это не всегда удается, так как в одном селе может не оказаться учащихся из класса-шефа.

В некоторых малокомплектных школах подготовка октябрятских вожатых начинается в III — IV классах из числа тех пионеров, которым уже исполнилось 10 лет и которые соответствуют требованиям пионерской организации. Как старшие они начинают возглавлять октябрятскую работу, берут на себя ответственность за подготовку своих младших товарищей к вступлению в пионерскую организацию. Перейдя в восьмилетнюю школу, пионеры не забывают своих подшефных товарищей по школе, контакты продолжаются. Эти пионеры обычно организуют шефскую работу всего отряда — вожатого октябрят, приглашают к себе в школу октябрят на сборы, на праздники, сами приезжают к октябрятам, помогают им провести субботники, организовать игру, подготовить сбор, оказывают помощь в учении. Важно, чтобы октябрята чувствовали заботу и внимание старших товарищей. Пионеры начинают свою работу с октябрятами и к подготовке их к вручению октябрятских звездочек, к Празднику красной звездочки. Первоклассники становятся октябрятами. Иногда их только 3 — 4 человека, но их организуют в группу со старшими детьми и включают в отряд пионеров, при котором создана и находится октябрятская звездочка. Постоянная связь с пионерами вводит октябрят в более широкий круг интересов, событий жизни большого коллектива, расширяет несколько ограниченный мир общения (один учитель и дети), готовит детей к жизни в новом пионерском коллективе. Содержание деятельности октябрятской группы сельской школы определяется в значительной мере близостью к природе, к сельскохозяйственному труду. Дети имеют возможность вместе с учителями и пионерами много времени проводить в лесу, в поле, наблюдать жизнь животных, знакомиться с полезными растениями, помогать взрослым в сборе целебных трав, охране урожая, помогать животным выжить в трудное время, не погибнуть от холода и голода. Дети, имея пришкольный участок, обрабатывают его, собирают урожай, устраивают выставку, приглашают старших товарищей, родителей. С ранних лет, .приобщаясь к сельскохозяйственному труду, дети учатся уважать и любить этот труд. Они имеют возможность вместе играть на воздухе, организовать длительную игру в Робинзона, следопытов, развернуть «военные действия», провести поход, проверить свою выносливость, умение ориентироваться на местности. Все это позволяет детям интересно и с пользой организовать свой досуг под руководством учителя с участием старших товарищей октябрят — пионеров.

Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: