По Ленину сверяя шаг

Мар 23 2012

Ленин
В подростковом возрасте начинается изучение революционной деятельности В. И. Ленина. Школьники узнают о деятельности созданного Ильичом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», знакомятся с основами ленинской теории пролетарской революции. В это время особенно важно определить круг внеклассного чтения ребят, научить их пользоваться фондами исторических музеев, залов, выставок.

Личность В. И. Ленина — выдающегося человека нашей эпохи, мыслителя, теоретика, создателя Коммунистической партии, руководителя первого в мире социалистического государства, друга и учителя молодежи — величайший источник формирования коммунистической идейности, гуманистической направленности интересов, высокой гражданственности, целеустремленности общественных идеалов, нравственных качеств у подрастающего поколения.

Н. К. Крупская, говоря об изучении жизни и деятельности В. И. Ленина в школе, указывала, что надо дать детям образ живого Ленина, неустанного работника, непримиримого борца с угнетением и эксплуатацией, вождя мирового пролетариата, вождя всех трудящихся. «Ленин, — писала Н. К. Крупская, — так тесно, так неразрывно связан с нашим «вчера», «сегодня» и «завтра», так сплетен со всей нашей борьбой за светлое будущее, с борьбой масс, так неотделим от всей нашей жизни, что было бы странно, было бы недопустимо, если бы дети в школе не изучали того, как Ленин жил и что Ленин делал». Эта работа требует вдумчивого, серьезного педагогического руководства, исключительного такта, мастерства не только учителя, вожатого, но и родителей, организующих чтение книг о В. И. Ленине, беседы со школьниками о личных качествах Владимира Ильича, о великих идеях ленинизма.

К сожалению, в этой работе встречаются серьезные недостатки: поверхностный, формальный подход к ознакомлению подростков с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, к усвоению ими ленинских заветов; проявляющиеся в некоторых школах и семьях элементы назидания («Володя Ульянов отлично учился, был дисциплинированным, послушным, не дрался, не озорничал, а вы как себя ведете, вы как учитесь, вы как трудитесь?»); неумение старших помочь подросткам отобрать книги для чтения о В. И. Ленине и на основе самостоятельного чтения сосредоточить внимание ребят на главном — как соотнести личное и общественное, как быть полезным обществу, как найти себя в деятельности коллектива, проявить свою индивидуальность, свои способности.

Важно научить ребят читать книги, написанные родными и близкими В. И. Ленина — М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Д. И. Ульяновым, Н. К. Крупской, его ближайшими соратниками по революционной борьбе, ветеранами партии, людьми, хорошо знавшими Владимира Ильича. Эти книги ценны не только своей документальностью, исторической правдивостью, но и высокой эмоциональностью, глубоким проникновением в мир мыслей, чувств и дел В. И. Ленина. Так, небольшая по объему книга Н. К. Крупской «Наш самый лучший друг» (для учащихся V — VI классов) ярко отображает огромное человеческое обаяние Владимира Ильича, его кипучую деятельность, в особенности в дни революции и после победы Великого Октября. Ценны книги А. В. Луначарского «Рассказы о Ленине», Е. Д. Стасовой «Таким был Владимир Ильич» (для учащихся VII — VIII классов).

Учителя и родители используют в работе с подростками книгу «Страницы великой жизни», в которую включены воспоминания видных партийных и государственных деятелей о В. И. Ленине, поэтические и прозаические произведения художественной Ленинианы, яркие материалы, отражающие торжество ленинских идей, становление таких качеств личности советского человека, как коммунистическая убежденность, доблесть, мужество, гуманизм.

Изучение юности Ленина, утверждения его революционных взглядов, становления и развития его личности имеет большой воспитательный смысл. Годы юности вождя привлекают подростков еще и потому, что они по своему возрасту приближаются к тому периоду юношеской зрелости, когда им предстоит вступать в самостоятельную жизнь, иметь твердые взгляды, убеждения, определенные черты характера. И в этой связи дальнейшее последовательное изучение революционной деятельности В. И. Ленина, понимание глубокого смысла борьбы В. И. Ленина и его боевых соратников, раскрытие высокого нравственного облика коммуниста позволяют учащимся увидеть характерные ленинские черты: упорство в достижении поставленной цели, принципиальность, коммунистическую убежденность, непримиримость к врагам рабочего класса, постоянную и целенаправленную борьбу В. И. Ленина с идеологическими противниками, исключительное трудолюбие, сознательное подчинение личных интересов общественным.

Отбирая для чтения с подростками книги о В. И. Ленине и его соратниках, надо помнить высказывание Н. К. Крупской: «Не так важно, чтобы было прочитано в классе как можно больше художественных произведений, важно, чтобы было взято типичное, чтобы была всесторонняя марксистско-ленинская оценка этих произведений, чтобы учащийся научился черпать из художественных произведений понимание жизни, чтобы он научился «видеть» жизнь в ее глубине и многогранности».

Для нас наиболее существенным является то, чтобы учащиеся, читая о В. И. Ленине, воспринимая его образ, стремились воспитывать в себе такие черты характера, присущие коммунистам, как чувство общественного долга, высокая ответственность за порученное дело, инициативность, требовательность к себе и к своим товарищам, уважение к другим нациям и народностям, коммунистическая убежденность, гуманность, непримиримость к буржуазной идеологии и морали. Формирование высокого общественного идеала подростков начинается с чтения умных и добрых книг, целеустремленных бесед педагогов и родителей, продолжается в процессе познания окружающей жизни, в первых шагах самостоятельной общественно полезной деятельности.

Я не представлял себе полноценного нравственного воспитания без того, чтобы сердце ребенка, подростка не затрепетало от боли и гнева, когда он увидит равнодушие, беззаботность, попрание высших интересов народа, унижение достоинства любого нашего соотечественника.
В. А. Сухомлинский

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: