Подготовка октябрят к вступлению в пионерскую организацию

Янв 02 2011

Подготовка октябрят к вступлению в пионерскую организацию
В работе с октябрятами особое значение имеет период непосредственной подготовки их к приему в пионерскую организацию. В этот период подводятся итоги проведенной воспитательной работы, создаются условия для ее подъема, дальнейшего совершенствования идейно-нравственной направленности деятельности октябрятского коллектива. В это время деятельность вожатых, пионерского отряда-шефа разворачивается с новой силой.

Октябрята, готовясь в пионеры, следуют своему первому октябрятскому правилу: «Октябрята — будущие пионеры». Третьеклассники уже хорошо знают о единстве трех поколений. Так, в беседе о пионерском галстуке дети говорили: «Комсомольцы всегда за пионеров, ведь галстук имеет три конца: один — коммунисты, другой — комсомольцы, третий — пионеры».

В широком смысле подготовка в пионерскую организацию начинается с первых шагов деятельности октябрятской группы и завершается только тогда, когда октябрята становятся пионерами. В рамках Всесоюзной игры проводится игра «Путешествие в страну Пионерию», которая активизирует общественно полезную деятельность октябрят, обогащает и систематизирует их знания и представления о пионерской организации, ее истории, пионерском долге.

Начинается «путешествие» по-разному. Одни пионерские отряды пишут письмо своим подшефным с приказом начать путешествие тогда-то, всем собраться по цепочке, в парадной форме, иметь при себе дневники путешествия.

Пионеры готовят маршрут, о котором рассказывают октябрятам. Если это путешествие пешее, планируются привалы; поездом — остановки на станциях; морское путешествие, проходит с остановками на островах, в заливах, бухтах. Во время путешествия все октябрята должны быть активными его участниками. Позиция пассивного слушателя, зрителя делает игру менее интересной, а иногда и скучной. Занимательные формы, красочные атрибуты становятся только тогда действительно занимательными, когда они сочетаются с активной деятельностью, с выдумкой, инициативой всех участников.

Старт «Путешествия в страну Пионерию» проходит торжественно. Заинтересованность детей, которая вызвана вначале, поддерживается все время. С этой целью каждому дают задания, заслушивают отчет, проводят соревнование звездочек; каждый октябренок приобретает новые знания, проявляет навыки и умения следопыта, организатора, исполнителя. Попеременно в звездочках дети бывают в роли организаторов, распределяющих поручения, спрашивающих за их исполнение, отчитывающихся за весь коллектив звездочки.

«Путешествие» в основном воображаемое, но в него необходимо включить элементы действительного путешествия по окрестностям, в лес, в поля, на соседние улицы, предприятия, фермы.

«Путешествие» в звездочках проводит вожатый с помощью родителей. Звездочки обмениваются впечатлениями, рассказывают о самом интересном, что узнали, о забавных происшествиях. В дневнике все члены звездочки- ведут записи по очереди, остальные имеют право дополнять эти записи.

Маршруты реальных путешествий необходимы, так как само название — «путешествие» — этого требует, иначе дети разочаровываются, участвуя только в воображаемом путешествии. Возможные маршруты путешествия. В страну Добрых дел (в страну Тимуровцев). Начать можно с коллективного чтения книги или просмотра фильма «Тимур и его команда». Октябрята включаются вместе с пионерами в тимуровскую работу.

В страну Героев, где ребята узнают имена и дела пионеров-героев.

В результате воспитательной работы у детей должно сложиться представление о том, что счастливая мирная жизнь сегодня стала возможной только потому, что советский народ в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками одержал великую победу. Героизм советских людей, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, бессмертен. И уже младшие школьники должны знать, что забота о тех, кто вернулся после войны к мирному труду, должна быть постоянной и действенной.

В городе «Историйске» октябрята узнают об истории пионерской организации, многие знания добудут самостоятельно.

Город Мастеров познакомит детей с лучшими рабочими — мастерами своего дела, с одним из близлежащих предприятий, где затем будет организована работа вместе с отрядом пионеров-шефов и помощь предприятию. Важно, чтобы дети поняли ее полезность, необходимость.

Дети рисуют то, что увидели на производстве сами, мечту о своей будущей профессии («Кем быть?»), в рисунке рассказывают об общественно полезном труде, в котором участвуют пионеры нашей страны, дружины.

Станция «Ловких, метких, сильных»; здесь можно организовать поход па лыжах, попадание в цель снежком (стрелой из лука), саночные соревнования; бег («Кто быстрее?»), прыжки («Кто дальше?»).

Станция «Песня» («Веселая») — пение знакомых и разучивание новых пионерских песен. Здесь предварительно выбирается будущая отрядная песня.

По пути в страну Пионерию октябрята знакомятся с жизнью детей социалистических и капиталистических стран. Возвращаясь из такого путешествия, звездочки делают привал на станции «Пограничная», где они поделятся теми интересными фактами, которые узнали, покажут фотографии, свои рисунки, интересные книги, в которых дается описание жизни детей в других странах, статьи из журналов «Мурзилка», «Пионер», газеты «Пионерская правда». Это путешествие детям и вожатым помогут провести родители октябрят, некоторые из которых сами побывали в других странах и могут рассказать о своих поездках.

«Путешествие» заканчивается торжественно. Прибыв в страну Пионерию, дети знакомятся с Торжественным обещанием и Законами пионеров. На сборе, посвященном приему детей в пионерскую организацию, вожатые в соответствии с ритуалом повяжут октябрятам пионерские галстуки, октябрята впервые отдадут пионерский салют и произнесут: «Всегда готов!» — в ответ на пионерский призыв.

Кого и когда принимают в пионеры. Прием октябрят в пионерскую организацию — торжественный момент в жизни каждого октябренка. Это событие является не только своеобразным подведением итогов деятельности октябрятской группы и звездочек, но в известной мере всей воспитательной работы учителя. Поэтому в день приема волнуются все: и октябрята, и пионеры-вожатые, и учителя, и родители.

В пионеры принимают тех, кому исполнилось 10 лет, кто изъявил желание вступить в пионерскую организацию и кого может рекомендовать пионерский отряд-шеф, а также октябрята группы. Такая рекомендация дается на сборе октябрят и пионеров. Учитель принимает участие в обсуждении, к его мнению прислушиваются, но решение принимают сами ребята открытым голосованием. Нередко при обсуждении октябрят, вступающих в пионеры, главным критерием оказывается хорошая успеваемость и дисциплина. Этого недостаточно. Необходимо обсудить отношение к товарищам, к коллективу, степень активности при выполнении общественных поручений. Такое обсуждение не только отмечает достоинства каждого, но и намечает задачи на будущее, над решением которых будет работать отряд. Обсуждение должно дать материал для самовоспитания каждого пионера.

Слабая успеваемость еще не может быть препятствием для приема в пионеры при условии, что ученик старателен и добросовестен, а тем более, если он отстает по болезни. Желание быть пионером, хорошие товарищеские качества, качества коллективиста — достаточное основание, чтобы принять этого октябренка в пионерскую организацию,

В практике встречаются иногда случаи, когда после принятого коллективом решения о приеме того или иного октябренка в пионеры это решение вдруг отменяет учитель единолично. Почему? Оказывается, этот ученик от радости пробежался по коридору, кого-то толкнул, что-то разбил. Факт сам по себе заслуживает порицания. Но отменять решение коллектива о приеме в пионеры у учителя нет никаких оснований. Здесь он как педагог допускает грубую ошибку. Он проявляет неуважение к мнению детского коллектива. Кроме того, педагог переносит отрицательную оценку одного поступка ученика на его личность в целом. Хотя совсем недавно учитель был согласен с общей положительной оценкой н присоединился к рекомендации отряда и группы.

Желательно, чтобы все дети были приняты в пионеры в начальных классах школы. Если последний прием организуется в конце года (22 апреля или 19 мая), а некоторым из ребят 10 лет исполнится позже, их можно принять в пионеры при условии, что они этого вполне достойны. Когда отряд и группа отказывают октябренку в рекомендации, необходимо, чтобы он хорошо знал причину этого. Ребенок должен также хорошо представлять, что ему нужно сделать, чтобы заслужить право стать пионером. Коллектив и учитель всемерно ему помогают в этом. Недопустимо часто напоминать о неудаче ребенка. Наоборот, такие дети требуют не только повседневной помощи, но и такта в обращении с ними. Это позволяет использовать данный период в воспитательных целях более эффективно.

После торжественного приема в пионеры необходимо помочь детям включиться в активную деятельность, содержание и формы которой будут для них новыми, интересными, увлекательными и по-настоящему общественно значимыми. Они смогут во всей полноте пережить и понять, что в их жизни произошли серьезные и значительные изменения.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: