Подросток, взрослые, сверстники

Янв 23 2012

Подросток, взрослые, сверстники
Когда мы говорим о переходе от детства к взрослости, мы должны помнить, что такой переход не совершается сам собой: это взрослые говорят ребенка к взрослости, и ход взросления ребенка невозможно понять, не обратив внимания на то, какими путями, способами, средствами они это делают.

Проблема подготовки к взрослости стояла перед человеческим обществом всегда. Другое дело, что на более ранних этапах исторического развития такая подготовка могла не быть и не была задачей самостоятельной: ребенка, как только появлялась физическая возможность для этого, непосредственно вовлекали в трудовые занятия. Помогая взрослым, он овладевал орудиями труда, трудовыми операциями, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Но не только этим — одновременно ребенок постигал и те отношения, которые существуют между взрослыми в труде.

Не стоит думать, что такой способ подготовки к взрослой жизни можно найти лишь в глубине веков или в примитивных культурах. Вспомним некрасовского мужичка с ноготок, который не просто чувствует себя кормильцем семьи наравне с отцом, но и в самом деле живет как трудовой человек; многие дети крестьян в России век-полтора назад не имели ни школьного детства, ни, соответственно, детства дошкольного, начиная вести «мужичью жизнь» сызмала.

С развитием общественного производства, с усложнением орудий труда подготовка к взрослости не могла уже быть успешной, если она не делала обучение детей специальной задачей, которая решается людьми, специально для этого предназначенными, — учителями… Требования к такой подготовке постоянно растут, сроки обучения постепенно удлиняются, а значит, увеличивается период ученичества ребенка. Один из советских исследователей, считая, что за последнее столетие пора детства в календарном отношении увеличилась с 11 до 17 — 18 лет, отмечает: «Совсем недавно как массовое социальное явление сформировался подростковый возраст, а теперь при введении всеобщего обязательного и среднего образования прямо на наших глазах возникает и особый старший школьный возраст».

Мы отмечаем этот факт как чрезвычайно важный для всего хода развития личности. Пока ребенок остается учеником, пока он только готовится стать взрослым, сохраняется материальная зависимость его от семьи, сохраняются функции воспитателей у родителей и учителей… Ситуация эта таит в себе известное противоречие, последствий которого (а также способов преодоления этих последствий) нам предстоит коснуться.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: