Понятие о психологическом климате

Дек 07 2010

Понятие о психологическом климате
В начале занятия необходимо обратить внимание учащихся на то, что в курсе IX класса не случайно так много времени было уделено проблемам личности, общения, взаимоотношений людей. Человек всегда живет, учится, работает вместе с другими людьми, оп всегда является членом малых и больших групп и коллективов (семья, класс, студенческая группа, трудовой отряд, комсомольская группа, рабочая бригада, коллектив сотрудников, компания товарищей и друзей и многие другие). Именно от того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить, и его успехи. А хорошо ему тогда, когда у него благоприятно складываются взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». Наверное, у каждого есть свое представление о счастье, но желание быть понятым внутренне присуще любому его определению. Почему мы на этом специально останавливаемся? Да потому, что желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой — самом малой (он и она) и самой большой — группы, любого коллектива.

Что же такое психологический климат, и почему мы прибегаем к понятию «климат», когда речь идет о психологических явлениях?

Психологический климат — это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе. Конкретных психологических климатов очень много, но все их можно разделить на две категории: благоприятный и неблагоприятный. Климат группы или коллектива определяется следующими основными характеристиками: удовлетворенностью учением, трудом, любым видом деятельности, ради которого группа или коллектив созданы, удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками (одноклассниками, сокурсниками) и руководителями (учителями, преподавателями); взаимопониманием; устойчивым настроением, эмоциональным состоянием, степенью эмоционального благополучия каждого; сплоченностью; степенью участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; результатами деятельности.

Чтобы учащимся было легче усвоить это новое для них понятие, можно рекомендовать учителю разобрать эти характеристики на примере школьного класса Во-первых, остановиться на значении удовлетворенности трудом (или любым другим видом деятельности). Для учебного коллектива важным основанием благоприятного психологического климата является добросовестное, честное отношение к учебе как к основному труду. Учитель может вместе с классом разобрать понятие «добросовестное» именно в отношении учебы. Почему такое отношение будет влиять на психологический климат? Можно провести аналогию с производственным коллективом.

Не только тот или иной характер отношения к учению, сложившийся в данном классе, но и удовлетворенность этой основной деятельностью во многом определяют климат в классе, эмоциональное состояние, настррение учеников. Такая удовлетворенность возникает только тогда, когда каждый добивается определенного успеха в овладении знаниями, чувствует заинтересованность одноклассников в его делах, ощущает их поддержку и сам, в свою очередь, готов прийти к ним на помощь. Степень успешности, естественно, может быть различной у каждого ученика: одни легко усваивают все предметы, другим лучше даются гуманитарные науки, третьим — естественно-математические. Возможны, конечно, и временные неудачи. Но главное — понимать, что каждый сам или с помощью других — учителей, товарищей — может справиться с возникшими трудностями.

Естественно, что для школьников значима не только учебная деятельность, но и общественная. Мера включенности каждого в общественную жизнь класса, школы также во многом определяет психологический климат коллектива. О благоприятном психологическом климате можно говорить тогда, когда все — и девочки, и мальчики — на равных участвуют, в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему классу дело, когда ученики сами ищут полезные дела, а не ждут указаний. Именно уровнем активности коллектива и отдельных его членов определяется эмоциональный фон психологического климата: активное или пассивное настроение, деятельное или созерцательное, целеустремленное или анархическое отношение к делам; серая, будничная или праздничная атмосфера в классе.

В тех же случаях, когда самоуправление не развито, когда активна только часть класса, часто одни и те же ученики, а остальные находятся только в позиции пассивных наблюдателей или критиков, часто и у тех и у других возникают чувства неудовлетворенности, обиды, иногда возмущения и зависти. Эти отрицательные переживания, постепенно накапливаясь, приводят к созданию неблагоприятного психологического климата, который характеризуется агрессивным отношением друг к другу или, наоборот, подавленным настроением членов коллектива. Поэтому совершенно необходимо, чтобы все в классе были активны, причем активность должна иметь эмоционально-положительную окраску, тогда психологический климат будет характеризоваться увлеченностью, энтузиазмом, радостью, мажорным настроением.

Можно предложить учащимся разобрать какое-нибудь конкретное мероприятие класса именно с точки зрения того, каким настроением сопровождалось его выполнение (и почему). Или обсудить, как и зачем А. С. Макаренко организовывал мажорный тон в коллективе.

На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям.

Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: или жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это проявляется в его настроении. Причем у каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон настроения. И мы про одного говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в определенной ситуации может быть и печальное, и подавленное настроение, другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает, учится. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением, у которого отрицательные эмоциональные переживания возникают без каких-либо существенных объективных причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. В результате в группе может возникать общее подавленное настроение. Поэтому для общего психологического состояния группы или коллектива далеко не безразлично, какое настроение у каждого из его членов. На Востоке сохранилась традиция, по которой человек не имеет права демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет такой традиции, но, по-видимому, каждый должен стремиться к тому, чтобы приходить в группу, коллектив с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, с радостью; помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.

С другой стороны, всем известно, что постоянно выраженная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, мажорных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляя их и вызывая часто раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других. Поэтому важен не только характер эмоционального состояния человека, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления.

На общую атмосферу в группе (классе) большое влияние оказывает степень уверенности человека в себе. Трудно бывает не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела. В классе при этом может создаться нервозная обстановка.

Мы остановились только на некоторых характеристиках отношения человека к себе, которые оказывают влияние на психологический климат. Можно предложить учащимся подумать, какие еще аспекты отношения к себе будут иметь значение в создании благоприятного психологического климата.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, — дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, слишком резкая критика, обидное прозвище — все эти явления, конечно, встречаются в каждом классе. Вопрос в том, какова степень их проявления. (Можно предложить учащимся написать на листке — для себя — все прозвища учащихся своего класса и проанализировать на основании такого списка, какой, по их мнению, характер отношения друг к другу сложился в их классе.)

По-видимому, здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека («Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я?»). Если требования по отношению к другим намного превышают те требования, которые человек предъявляет к себе, то возникает напряженность, конфликтность отношений, взаимные упреки, т. е. все то, что вызывает нарушение здорового, психологического климата. Важный показатель культуры взаимоотношений — умение объективно оценить себя, свою позицию. В классе такое несоответствие критики и самокритики часто наблюдается во взаимных оценках между мальчиками и девочками. Девочки чаще, чем мальчики, дают негативные характеристики другим людям, особенно мальчикам. Они предъявляют часто максималистские требования к сверстникам, характеризуя их с позиций имеющихся у них «романтических» идеалов.

У одних старшеклассников интерес к внутреннему миру другого человека, способность распознать его переживания может быть развита меньше, чем у других. Такое несоответствие понимания личности другого человека при отсутствии общих с ним дел, интересов может привести к серьезным нарушениям во взаимоотношениях одноклассников и, соответственно, к формированию неблагоприятного психологического климата.

Таким образом, на психологический климат в группе, классе, коллективе влияют следующие моменты: отношение к делу, отношение к себе и к другим.

А семья, семейный коллектив? Можем ли мы говорить, что эти три вида отношений и здесь имеют такое же значение? Да, поскольку семья — тоже коллектив, выполняющий важную социальную функцию воспитания молодого поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной взаимопомощи. Психологический климат в семье формируется по т е м ж е законам, как и в любой другой группе. Но в семье дело обстоит гораздо сложнее: здесь люди проводят большую часть своей жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Ни в какой другой общности людей благоприятный психологический климат не бывает так важен, как в семье, и именно он лежит в основе семейного счастья.

Прежде чем говорить об особенностях формирования семейного психологического климата, остановимся на следующем вопросе: какие же они, счастливые семьи?

У Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» написано: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Верно ли это? Действительно ли так однообразно человеческое счастье?

Учитель может провести с учениками небольшую дискуссию по этому вопросу, но итогом этой дискуссии должен быть вывод о том, что счастье всегда разнообразно, индивидуально и секреты семейного счастья в разных семьях разные.

Для дискуссии можно предложить учащимся прочитать повесть 3. Журавлевой «Кувырок через голову» (Нева. — 1982. — № 1) или, по выбору учителя, какое-либо другое современное произведение, в котором описывается жизнь благополучной семьи. Индивидуальное выражение этого благополучия может быть различно и не для каждого приемлемо, но при этом должно присутствовать общее — терпимость, уважение друг к другу и т. п.

Не случайно па первое место мы ставим любовь. Именно любовь рождает «родство душ» («…есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше» — М. Горький1), стремление постоянно заботиться о другом, делать так, чтобы было хорошо другому, жить его радостями, разделять и облегчать его горести и печали. И это стремление стать «частью другого» есть счастье любви. Семья, где живет и расцветает такая любовь, — величайшее чудо, к которому человек стремится и которое надо беречь как самый драгоценный дар жизни. На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к I другу. Не случайно Л. Н. Толстой писал: «…будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения как мужа с женой, — но в основе всего, чтобы были отношения I как к постороннему, к ближнему — эти-то отношения главное…». Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять на себя ответственность в трудных вопросах, умение отнестись к себе более критически, чем к супругу (супруге). Социальные психологи исследовали особенности отношения к себе и супругу (супруге) в семьях благополучных и неблагополучных. Ими получен интересный факт: у супругов, удовлетворенных своим браком, самокритичность выше, чем критичность по отношению к партнеру. У супругов, I не удовлетворенных своим браком (неблагополучные семьи), критичность к мужу (жене) превышала самокритичность. Этот I факт, очевидно, можно объяснить тем, что, когда человек любит ‘ кого-то, он становится внимательным к любимому, терпимо относится к его недостаткам и бросается на помощь, когда это необходимо.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. Совсем не обязательно, чтобы, у мужа и жены были одинаковые увлечения, интересы, важно, что- | бы они оба считались с этими увлечениями и интересами, проявляли бы к ним внимание. И, пожалуй, главное, что учителю следует подчеркнуть: счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными проблемами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье — это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении. Замечательный русский художник И. Н. Крамской справедливо отмечал, что «все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее и глубже захватывают его общие интересы и чем менее встречает он в близком себе существе противоборствия в этой потребности».

Благоприятный нравственно-психологический климат в семье влияет на формирование таких качеств и чувств супругов и других членов семьи, как уверенность в себе, доверие к людям, жизнерадостность, спокойствие, способствует успешному выполнению трудовой и учебной деятельности.

Нет ответов пока » Организационная психология, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: