Понятие о самовоспитании

Дек 13 2010

Понятие о самовоспитании
В начале занятия учителю следует спросить учащихся, насколько они удовлетворены своим характером, уровнем развития способностей.

Для развития самовоспитания необходимо уметь анализировать собственные качества и поступки, критически оценивать их с учетом требований, предъявляемых человеку обществом и коллективом. Учитель может напомнить учащимся о том, что основной целью предыдущего занятия было пробудить у них потребность размышлять о себе, а задача сегодняшнего занятия — возбудить потребность изменять свой характер, качества личности. Конечно, потребность так быстро не формируется, и учителю необходимо, во-первых, на каждом занятии возвращаться в той или иной форме к проблеме самовоспитания, во-вторых, наладить контакт с классным руководителем, с комитетом ВЛКСМ, чтобы в разнообразной общественно полезной деятельности учащиеся могли бы лучше понять, познать самих себя.

Социально зрелый человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих учителей и родителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, семьянином, кто хочет добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни. Учитель здесь может прочитать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Cамовоспитание — это деятельность человека с целью совершенствования своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания — формирование и развитие самосознания. Самосознание — это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности. Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной). Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал ио этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижения человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение — обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: