Познай самого себя

Сен 10 2012

Познай самого себя
«Прекрасны мы, когда познаем самих себя; безобразны же, когда этого знания не имеем». Так написал когда-то греческий философ Плотин (около 204-270). Развитие личности невозможно, если у человека не развито самосознание. Возможность развиться самосознанию дает способность к рефлексии.

Первое, на что способен ребенок в возрасте до года, — это осознать границы своего тела (до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Осознать границы своего тела очень важно, так как тело для нас — система координат, относительно которой мы воспринимаем низ, верх, правую или левую стороны и так далее.

Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта.

К трем года в лексикон ребенка входит местоимение «я». Это означает, что ребенок окончательно осознал самого себя как отдельное мыслящее существо.

Уникальность процесса формирования самосознания особенно отчетливо видна при наблюдении однояйцевых близнецов.

Взаимодействие однояйцевых близнецов определено тем, что они врожденно неотличимы друг от друга. С пробуждением сознания такие близнецы воспринимают себя как «мы». Можно сказать, что в этом случае как бы одна личность развивается в двух телах близнецов, полностью отождествляющих себя друг с другом и неспособных существовать друг без друга ни во времени, ни в пространстве.

Если они развиваются правильно, различия между «я» и «ты» у них появляются значительно позднее, чем у других детей. Еще до пяти лет каждый отзывается на имя другого, как на свое, и путает себя с близнецом, как это делают другие люди.

Постепенно у них вырабатывается своеобразная поляризация: например, один становится лидером, а второй — ведомым. Тогда у первого развиваются организаторские способности, а у второго — интеллектуальные. Это опасно для обоих, поскольку любая односторонность в развитии ведет к усилению взаимной зависимости.

Описана история близнецов Говиндана и Романа, проживавших в индийской деревне, которым в момент публикации было по 81 году. С самого начала они жили как один человек, спали в одной постели и ели из одной тарелки. Оба они были массажистами, врачевателями. Они были женаты на одной женщине, которая родила от них девять детей.

Когда они попали в больницу, то потребовали, чтобы их положили в одну постель, и утверждали, что у них больные почки. Врачи обнаружили, что болен только один из братьев, но каждый настолько отождествлял себя с другим, что боли чувствовали оба синхронно.

Отец Иоганна Себастьяна Баха и его брат-близнец не различались даже в музыке. В антракте концерта один дирижер мог сменить другого, и этого не замечали даже оркестранты. Такое же сходство было отмечено и между двумя другими дирижерами-близнецами — Вольфом и Вилли Хейнцами.

Сказка по случаю

Человек, в течение жизни постоянно меняясь физически, осознает себя при этом как некоторый устойчивый объект. То есть его личность остается внутренне целостной и постоянной, независимо от меняющихся ситуаций.

С чем же связана способность человека оставаться самим собой? Человек ощущает свою индивидуальность потому, что его переживания непрерывны во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность ощущать себя единым целым.

Долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий, и самой личности.

В реальной жизни крайне редко человек утрачивает свою личность, теряет самотождественность. Это случается чаще всего в результате болезни, душевной травмы. Но мы лучше можем понять, что такое устойчивость и изменчивость личности, прочитав отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Ты помнишь, конечно, что, попав в страну чудес, Алиса постоянно меняла свой рост.

«Алиса подняла веер и перчатки. В зале было очень жарко, и она стала обмахиваться веером.

— Нет, вы только подумайте! — говорила она, — какой сегодня день странный! А вчера все шло, как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно…

И она принялась перебирать в уме подружек, которые были с ней одного возраста. Может, она превратилась в одну из них?

— Во всяком случае, я не Ада! — сказала она решительно. — У нее волосы вьются, а у меня нет! И уж конечно, я не Мейбл. Я столько всего знаю, а она совсем ничего! И вообще она это она, а я это я! Как все непонятно! А ну-ка проверю, помню я то, что знала, или нет. Значит, так: четырежды пять — двенадцать, четырежды шесть — тринадцать, четырежды семь… Так я до двадцати никогда не дойду! Ну, ладно, таблица умножения — это неважно! Попробую географию! Лондон — столица Парижа, а Париж — столица Рима, а Рим… Нет, всё не так, всё неверно! Должно быть, я превратилась в Мейбл… Попробую прочитать «Как дорожит… »

Она сложила руки на коленях, словно отвечала урок, и начала. Но голос ее зазвучал как-то странно, будто кто-то другой хрипло произносил за нее совсем другие слова:

Как дорожит своим хвостом Малютка крокодил!

Урчит и вьется над песком,

Прилежно пенит Нил!

Как он умело шевелит Опрятным коготком!

Как рыбок он благодарит,

Глотая целиком!

— Слова совсем не те! — сказал бедная Алиса, и глаза у нее снова наполнились слезами. — Значит, я все-таки Мейбл! Придется мне теперь жить в этом старом домишке. И игрушек у меня совсем не будет! Зато уроки надо будет учить без конца. Ну что ж, решено: если я Мейбл, останусь здесь навсегда.

Пусть тогда попробуют, придут сюда за мной! Свесят головы вниз, станут звать: «Подымайся, милочка, к нам». А я на них только посмотрю и отвечу: «Скажите мне сначала, кто я! Если мне это понравится, я поднимусь, а если нет — останусь здесь, пока не превращусь в кого-нибудь другого!»

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: