Правила хорошего обращения с памятью

Дек 17 2012


Заучивай с желанием знать и запомнить.

Ставь цель запомнить надолго.

Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает.

Начинай повторять до того, как материал начинает забываться.

Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

Память любит разнообразие. После математики учи историю, после физики — литературу.

Заучивая материал, делай записи, рисуй схемы, диаграммы, графики, сравнивай с тем, что узнал раньше.

Помни: если решение задачи прервано, она запомнится лучше, чем решенные задачи.

Помни, что обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина выпадает, поэтому старайся повторять материал частями и вразбивку.

Короткие стихи заучивай целиком, длинные — разбивай на порции.

Не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести материал, закрыв книгу.

Пересказывай своими словами, а не перечитывай книгу.

Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Лучше всего запоминается та информация, которую можно сразу же применить на практике.

Уже давно установлено, что сложные проблемы, понять в которых надо саму их суть, их внутренние связи, запоминаются лучше при обсуждении. А вот цифры, даты, вообще любые факты можно запомнить, записывая или запоминая их с помощью особых приемов. Запомнить цвета спектра многим поколениям школьников помогает фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Запомнить число «пи» (3, 1416) можно с помощью предложения «Что я знаю о кругах», в котором количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре числа «пи». Такие приемы запоминания называются мнемоническими.

Человек может выработать и свои собственные мнемонические приемы. Рассказывают, что однажды греческий поэт Симонид (556-468 до н. э.) был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог дома, где пировал, как раздался сильный подземный толчок, и все гости оказались погребенными под обломками. Родственники не могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил себе план помещения, где проходил пир, тотчас в его памяти ожила картина, он вспомнил, кто где сидел, и точно указал, какие останки кому принадлежали.

У многих выдающихся людей были свои мнемонические приемы. Однажды к физику Альберту Эйнштейну (1879-1955) пришел журналист. «Куда вы записываете свои мысли? — спросил он. — У вас есть для этого блокнот или записная книжка?» — «Милый мой! Настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и запомнить», — ответил Эйнштейн. А одна молодая дама попросила его позвонить ей по телефону и убеждала, что ее номер легко запомнить: «Мой номер 36-361-144. Запомнили? Повторите». — «Запомнил, — сказал Эйнштейн. — Три дюжины, 19 и 12 в квадрате».

Кстати, у мужчин и женщин память работает «по-разному». Дело не в том, что у одних она лучше, у других хуже. Представь себе, что мужчина и женщина идут в гости. Так вот, женщина лучше помнит точный адрес, а мужчина — маршрут движения. Женщины лучше запоминают словесный материал, а мужчины — пространственную информацию. А еще установлено, что женщины лучше помнят имена и лица — наверное, потому, что они стараются быть более внимательными в общении. Но эти различия не абсолютны: есть мужчины не менее внимательные, чем женщины, и женщины с «мужской» памятью. А кроме того, приходится повторить еще раз: память надо развивать.

Метки: ,

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: