Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения

Янв 03 2011

Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения
Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно а школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие элементарного вкуса в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.

Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю. Если дети не знают, как надо себя вести в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как надо вести себя, организует упражнения, предъявляет требования, контролирует поведение. Если дети нарушают норму, им указывают на ошибку. Вся эта работа, связанная с конкретной, только что возникшей ситуацией, дает, конечно, некоторый положительный результат, но и стихийность и случайность могут привести к существенным пробелам в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваешься со взрослым, или неприлично сидеть, когда разговариваешь со взрослым, если он стоит.

Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Следовательно, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.

Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Значит, учитель должен не только рассказать о том или другом правиле, но и показать, как надо его выполнять.

В других случаях дети знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то, чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а па самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных им норм. Например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слов вежливости («спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают зазорным быть грязными, грубыми. Значит, только знание правила поведения неделает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает положительное отношение к ним школьников и активное стремление следовать правилам.

Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такого мнения — важная задача учителя и пионерской организации. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.

Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, т.е. позволяют себе такое поведение, которое резко осуждается у детей.

Следовательно, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Неодинаковые требования предъявляют школа и семья. Внутри школы не все педагоги бывают единодушны в требованиях к ученикам, точно так же в семье не все взрослые солидарны в педагогических воззрениях. Так, характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Или быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.

Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, а в доме не соблюдаются чистота и порядок.

Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: