Приметы роста и развития

Янв 13 2012

Приметы роста и развития
Мы отметили, что подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Действительно, никогда человек не растет так бурно, как в этом возрасте (если не считать первых двух лет жизни). Длина тела увеличивается на 5 — 8 см в год! Девочки растут наиболее активно в 11 — 12 лет (рост в это время может увеличиться даже на 10 см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13 — 14 лет. (Так что, отстав поначалу от девочек, мальчики после 15 лет обгоняют их в росте.) Характеристика «длинноногий подросток» очень точна — увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей.

Масса тела также быстро растет (но не столь быстро, как растет скелет, поэтому-то для подростков характерен, в общем, вытянутый, «нескладный» вид). Девочки прибавляют 4 — 8 кг в год (особенно заметна прибавка в 14 — 15 лет); мальчики — 7 — 8 кг в год.

В физическом развитии подростка ярко проявляется акселерация (первоначально она, собственно, и была отмечена как резкое ускорение роста, резкое увеличение массы; затем понятие это было значительно расширено, и оно стало охватывать наступление полового созревания в более ранние сроки, более раннее развитие тех или иных сторон деятельности организма). На протяжении последних пяти-шести десятилетий, как показывают наблюдения, подростки увеличились в среднем в росте примерно на 10 см, в массе — на 10 кг, окружность груди возросла на 5 см.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Если в 8 лет масса мускулатуры составляет около четверти массы всего тела, то к 15 годам она увеличивается до трети. Но дело не только в массе — усиливается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата.

Картина развития движений подростка противоречива. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, вообще какую-то неловкость, «угловатость» подростка. Вместе с тем подростковый возраст — именно тот возраст, когда наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть (и примеры тому хорошо известны) виртуозной техники игры на музыкальных инструментах, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений, приобрести незаурядное мастерство в хореографии, научиться разнообразным трудовым действиям. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества именно в подростковом возрасте, на протяжении всей своей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть…

У подростка усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается их объем и поверхность, повышается жизненная емкость. Число дыханий в минуту снижается в подростковые годы в два раза; иначе говоря, подросток дышит реже и глубже (хотя ритм дыхания остается еще учащенным по сравнению с ритмом дыхания взрослого). Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.

Словом, вся перестройка в деятельности органов дыхания направлена на то, чтобы потребность бурно растущего организма в кислороде была максимально удовлетворена. Вместе с тем нужно отметить, что важна не только сама по себе обеспеченность кислородом. Всегда бывают ситуации, в которых организм испытывает его нехватку; поэтому существенно, как эта нехватка переносится. Так вот, отмечено, что кислородное голодание (гипоксию) подросток переносит хуже, чем взрослый. Причина этого в том, что в период полового созревания на время нарушается регуляция дыхания. Очень важно учить подростков правильно дышать, управлять своим дыханием во время работы, физических упражнений.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет свои особые требования к сердечно-сосудистой системе.

Сердце в это время растет очень интенсивно, объем его ежегодно увеличивается приблизительно на четверть. Сосуды также растут, но темп их роста отстает от темпа роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление: нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов; иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, она носит временный, преходящий характер, однако требует особой осторожности при дозировании физической нагрузки. (Изменение условий кровообращения особенно заметно бывает выражено у девочек: у них увеличение массы сердца начинается раньше и быстрее заканчивается.) Итак, тренируя сердце и сосуды подростка (работа на свежем воздухе, физические упражнения), не будем забывать об опасности перегрузок. Неблагоприятно на сердечно-сосудистой деятельности подростка отражаются не только физические перегрузки, но и отрицательные эмоции.

Меняется состояние нервной системы подростка. На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Кора все больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период полового созревания снова наблюдается (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований) усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Подчеркнем, что при правильном воспитании явления эти преодолеваются самим подростком, при неправильном — могут стать основой устойчивых черт поведения его, черт, разумеется, нежелательных. Так что распущенное поведение тех или иных подростков объяснять и оправдывать особенностями развития нервной системы нельзя — особенности не виноваты, их просто не учли воспитатели. (К 16 — 17 годам тормозящая роль коры снова укрепится — но это ведь не приведет к автоматическому исправлению успевшего стать «трудным» подростка!)

С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов — лобных областей коры. Это расширяет возможности подростка: растет осмысленность восприятия, становится легче организовать произвольность внимания.

Несколько упрощая, можно сказать, что подросток становится умнее. (Лишний раз подчеркнем, что речь идет о возможностях, которые создаются развитием центральной нервной системы; превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправленных усилий взрослых — и не в последнюю очередь родителей.)

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: