Привлечение родителей к воспитательной работе с детским коллективом

Янв 03 2011

Привлечение родителей к воспитательной работе с детским коллективом
Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением ко всему тому, что делается в школе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Родителям интересно присутствовать в классе на уроке, на сборе, на утреннике, посмотреть, как относятся к дочери или сыну товарищи по классу, как он отвечает урок, участвует в сборе. Но не все родители могут сами включиться в воспитательную работу с детьми. Некоторые из них просто не решаются прийти в школу, боясь, что помешают учителю, другие приходят только для того, чтобы помочь в хозяйственных делах. Поэтому учителю можно и должно привлекать родителей к воспитательной работе. Формы участия родителей в воспитательной работе различные. Часто родителей эпизодически привлекают для помощи в проведении какого-либо мероприятия. Они участвуют, например, в подготовке утренников, октябрятских сборов, сопровождают детей во время экскурсий, посещения театра или музея. Учитель должен подробно рассказать родителям, что они должны делать и предостеречь их от одной очень распространенной ошибки. Нередко родители столько помогают, сколько подменяют детей, делают работу них: обернут всей звездочке книги, сами сделают стенную газету, изготовят маскарадные шапочки.

Родители, включаясь в жизнь класса, должны понять, что помощь ребятам состоит в том, чтобы показать и научить, как надо сделать то, чего они еще не умеют делать, разъяснить, подсказать, проконтролировать их деятельность.

Можно привлекать родителей к проведению бесед с детьми. Это прежде всего рассказы родителей о своем труде. Помогая готовиться к беседе, учитель говорит о том, какой должна быть беседа по времени (15 — 20 минут), вместе с выступающим определяется основное содержание беседы, отбираются яркие и доступные детскому пониманию факты. Говоря о своем труде, родители должны рассказать о том, чем они занимаются, какую продукцию выпускает их производство, подчеркнуть интересное в своей деятельности, показать, чем их профессия доставляет радость, не побояться рассказав и о том, что трудно и требует напряжения сил и ума.

Среди родителей всегда найдутся умельцы, которые помогут организовать в классе различные кружки. А иногда занятие кружка можно проводить у себя дома, привлекая в помощь вожатых-пионеров. Это могут быть кружки по рукоделию, спортивный кружок, шахматный, шашечный и др.

В опыте отдельных педагогов существует правило делать родителей вожатыми звездочек. Родители могут быть помощниками вожатых, но не работать вместо вожатых, так как октябрятская группа создается при пионерском отряде, который готовит октябрят в пионеры, и работают с ними вожатые.

Во многих школах родители организуют кружки юных краеведов, которые изучают свой город или село, совершают с детьми прогулки по родному городу и его окрестностям. Такие прогулки дают возможность не только побывать на воздухе, но и получить новые впечатления, сведения. Академик В. А. Обручев советовал совершать «мудрые прогулки» по своему району, когда ты действуешь не одними ногами, а и мысль, и глаз, и память работают, подмечают, соображают, запоминают. Во время таких прогулок родители сообщают интересные и полезные сведения об истории родного села, района, города. Писатель Леонид Леонов писал, что большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь. В каждом, даже самом маленьком городе, есть свои достопримечательности, изучение которых может стать увлекательным делом. Прогулка по городу, селу и их окрестностям приобретает определенную цель.

Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению своего края. Этот интерес надо пробудить, и в этом отношении родители могут сделать многое. Но для этого взрослые должны подумать над тем, что они могут рассказать детям о своем городе, районе- или селе. Необходимо вместе с учителем спланировать на год экскурсии па своему городу и его окрестностям. Одии из них посвятить историческим событиям, которые в нем происходили, специально выделив события, связанные с Октябрьской революцией, гражданской и Отечественной войнами. Другие экскурсии могут быть направлены на изучение архитектурных памятников, развития города, того, как происходит его благоустройство; третьи — посвящены ближайшим заводам или колхозам. Очень полезны экскурсии в музеи и картинные галереи. Экскурсий должно быть немного — 7 — 8 в году, но к ним надо тщательно готовиться, заранее продумать их содержание, отобрать объекты и материалы, посильные для изучения младшими школьниками. В результате экскурсий должны появиться творческие работы детей: их рисунки, альбомы с описанием того, что они увидели, можно делать макеты, небольшие выставки, отражающие изучение достопримечательности. Главное, чтобы вес это делали сами дети, а взрослые помогали и направляли их деятельность.

Некоторые родители считают, что подобные прогулки-экскурсии возможны только в больших городах, где много исторических, архитектурных, литературных и других памятников. Это неверно. В каждом городе и селе такая прогулка-экскурсия возможна, содержание ее будет изменяться в зависимости от того, что примечательного есть в данном районе.

Младшие школьники обычно увлекаются коллекционированием. Если это увлечение не направить по правильному руслу, то оно может принести врел ребятам.

…Внеочередное родительское собрание в III «Л» классе проходило бурно. Обсуждали не совсем обычный вопрос: о детских коллекциях. Как это часто бывает, в классе началось общее увлечение коллекционированием. Все ученики — мальчики и девочки — стали собирать коллекции. Собирали марки, открытки, значки, монеты, этикетки от спичечные коробок, конверты. Одни ребята специализировались на собирании чего-либо одного, другие собирали все сразу.

Во время перемен проходили азартные обмены — каждый старался выменять побольше. Скоро для этого стало не хватать перемен, наиболее увлекающиеся менялись на уроках.

— Что делать? Может быть, запретить.

— Разрешите я внесу предложение, — раздался голос отца Коли Викторова. На собраниях говорил редко, и родители с интересом стали его слушать. — Я сам давно собираю открытки с видами городов. Коллекция у меня хорошая Я принесу ее в класс, покажу ребятам и расскажу, как надо правильно составлять коллекции. А дело это очень увлекательное и полезное. Запрещать его не надо.

Предложение понравилось всем. Решили пока коллекции у ребят не отбирать, а посмотреть их, поинтересоваться, что собирают дети.

Дмитрий Петрович сдержал слово. Он показал ребятам свою коллекцию. Рассмотрел коллекции ребят и рассказал, что в них хорошо и что плохо. Постепенно увлечение детей коллекционированием стало более продуманным и организованным.

Родители помогли детям сделать выставки коллекций сначала по звездочкам, а потом все коллекции были выставлены в классе.

Каждый рассказывал о своей коллекции. Особенно интересны были коллекции значков. Одни ребята собирали значки с гербами городов. Показывая их, они рассказывали, где находится город и краткую историю герба. Другие собирали значки, посвященные какому-либо событию, памятным датам, у третьих были значки разных городов.

Как много может рассказать почтовая марка, открытка или монета! Поэтому коллекции должны собираться так, чтобы они способствовали расширению кругозора детей, давали им возможность получить новые знания. Коллекционирование будет иметь познавательную ценность в том случае, если каждый предмет коллекции становится объектом изучения и средством ознакомления с тем подчас широким кругом сведений, который стоит за ним.

Любая коллекция требует систематизации. Марки, лежащие в беспорядке в коробке, случайные открытки в альбоме, груда самых красивых камней — это еще не коллекция марок, открыток, минералов. Коллекцией это станет тогда, когда собранные предметы будут систематизированы. Задача родителей и состоит в том, чтобы помочь детям в этом, рассказать им, как надо систематизировать собираемые предметы.

Правилом всякого коллекционирования является аккуратность оформления, В Процессе собирания у детей должны воспитываться привычка к порядку, усидчивость, терпение. Родители могут помочь детям в технике оформления коллекций. Есть много специальных правил о том, как приклеивать марки в альбоме, как отклеивать этикетки от спичечных коробок, как хранить открытки, — их надо сообщить детям.

Учитель обращает внимание родителей на то, что они должны знать пути пополнения детских коллекций. Большое место в пополнении коллекций занимает обмен. Очень хорошо, если родители интересуются, с кем обменивается их ребенок, как он меняется, кто у него друзья коллекционеры. Марки, открытки, значки продаются в магазинах. Нужен внимательный контроль родителей за покупками этих предметов детьми. Надо знать, откуда дети берут деньги. Нельзя допускать, чтобы у детей развивались торгашеские наклонности, желание обмануть товарища, достать у него не совсем честным путем интересный экземпляр.

Приведенный пример показывает один из возможных путей привлечения родителей к воспитательной работе с коллективом.

Привлекая родителей к воспитательной работе с детьми, учитель определяет основное содержание этой работы. Педагог помогает родителям овладеть методами и приемами работы с детьми, осуществляет контроль за ходом работы. Безусловно, далеко не все родители будут принимать непосредственное участие в школьной воспитательной работе. Но в каждой школе есть родители, которые с радостью будут сотрудничать со школой. Задача учителя — привлечь их к активному участию в школьной жизни.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: