Пути самоутверждения

Фев 27 2012

Пути самоутверждения
Подростки оценивают других полнее и правильнее, чем себя. Это, в частности, проявляется и в оценках того, как кто отвечает на уроке: ответы товарищей подросток оценивает правильнее, чем собственные; свои недочеты он видит хуже. Существенные недостатки в своем ответе могут представляться младшему подростку мелкими погрешностями. «Я только правило сказал неточно, а она мне тройку поставила!» — такие жалобы весьма распространены.

Подросток знает особенности товарища тем полнее и глубже, чем разностороннее их общие интересы, склонности, увлечения, чем ближе их отношения. «Я его плохо знаю: я с ним не дружу!» — такое можно нередко услышать от подростка.

Разные черты личности товарища привлекают внимание младшего и старшего подростка в разной степени. Если на протяжении всех подростковых лет к товарищеским качествам, широте интересов, силе воли сверстника внимание неизменно, то, скажем, особенности внешности товарища и — как ни странно поставить это рядом — отношение его к учебе восьмиклассника занимают меньше, чем пятиклассника (хотя и в достаточной степени). Напротив, к VIII классу все больше выделяются в сверстнике особенности его ума, чувств, его отношения к самому себе и своему будущему.

Любопытный и заслуживающий родительских размышлений факт: подростки в большей степени, нежели взрослые, придают значение таким качествам сверстника, которые связаны с его отношением к товарищам и вообще к людям, причем набор этих качеств оказывается большим, чем тот, который можно найти, скажем, в школьных характеристиках.

Отметим еще, что девочек внешний облик сверстников и сверстниц (как, впрочем, и свой) занимает больше, чем мальчиков, — это не неожиданно; наряду с этим они, как правило, дают себе и другим более детальную и развернутую характеристику, больше внимания уделяют личностным качествам.

Проблемы взаимоотношений интересуют подростков чрезвычайно, однако исследователями было обнаружено, что они плохо умеют оценивать отношение товарищей к себе: верные оценки составляют в среднем треть. Чаще всего ошибаются подростки, имеющие, как говорят в науке, «экстремальный статус» (т. е. те, к которым относятся очень хорошо или очень плохо), а вот те, к которым отношение более ровное («средний социометрический статус»), ошибаются реже. Весьма неточно оценивается отношение другого пола. (Впрочем, неумение верно оценить свое положение в группе столь же присуще старшим школьникам и студентам. Более того, иногда подростки определяют свое положение более правильно, чем старшие школьники.)

Подросток открыт для общения с людьми — со взрослыми и со сверстниками. Он замыкается в себе только тогда, когда наталкивается на непонимание, ощущает несправедливость, видит неуважение. Подростку важно, чтобы окружающие высоко оценивали его и хорошо к нему относились. Поэтому он очень чувствителен к тому, что о нем говорят, к своему успеху и неуспеху. Поэтому он стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно тех людей, хорошее отношение которых важно для него.

У некоторых ребят боязнь показать свое неумение, незнание служит источником стеснительности, робости. Сама мысль о возможности произвести неблагоприятное впечатление сковывает подростка. Все это может, во-первых, проявляться прямо, а во-вторых, маскироваться бравадой, развязностью, которыми подросток, как щитом, прикрывает свою внутреннюю неуверенность; обнаруживать ее ему никак не хочется. (Заметим, однако, что такое вот демонстративное поведение может проистекать и из других источников.)

Некоторые подростки прямо-таки выделяются необоснованной неуверенностью в себе. Это ребята с высоким уровнем притязаний и требований к себе. Они очень заинтересованы в высокой оценке со стороны окружающих, но или сомневаются в такой оценке, или уверены в том, что оценка как раз низкая.

У многих ребят достаточно ярко видно стремление самоутвердиться в настоящем или в будущем. Подростку хочется выделиться на фоне остальных, быть заметным, известным. Это стремление может выглядеть по-разному. Иногда оно обладает вполне положительной общественной направленностью. (В девизе «Если быть — то быть лучшим» нет ничего порочного, если человек, следующий ему, движим благородными устремлениями, живет и трудится на общее благо.) Однако могут быть случаи, когда такое стремление хотят осуществить во что бы то ни стало, не учитывая, какие последствия наступят в результате этого для других людей; более того, не останавливает и то, что другие несут очевидный ущерб… У одних подростков самоутверждение ярко проявляется в желании первенствовать во всем; другие в жажде выделиться совершают какие-то необычные поступки; третьи стараются «прогреметь» любым способом и действительно «гремят» в школе беспардонным нарушением всех дисциплинарных требований; четвертые для саморекламы используют школьную сцену; пятые стараются обратить на себя внимание необычностью внешнего облика, не свойственными никому из сверстников манерами поведения или такими наимоднейшими вещами, которых у других нет, и т. д. и т. п.

Подростку неприятно чувствовать, что он хуже кого-то или кто-то считает его хуже себя или другого. Вот он и стремится доказать, что он «не хуже». У немалой части девочек существует мечта стать «артисткой»; в ней выражается и стремление к известности. Некоторые мальчики тоже мечтают о необыкновенных открытиях, изобретениях, достижениях, которые бы прославили их.

Стремление к «единоличной славе» осуждается сверстниками. Парадокс здесь в том, что подростку, у которого ярко выражено стремление к самоутверждению, не нравится такое же стремление у другого. Вообще ему не по душе, когда товарищ хочет выделиться, быть первым, «особенным». В этом усматривается желание «поставить себя выше других», т. е. нарушение принципа равенства, о котором так пекутся подростки. Нередко подросток себе разрешает то, чего не разрешает товарищу, сверстнику. Это порождает большие сложности в отношениях ребят.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: