Растить атеистов

Мар 26 2012

Растить атеистов
В формировании коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения одним из важнейших направлений является выработка атеистических взглядов и убеждений, отрицательного отношения к религиозной идеологии и морали.

Религия еще оказывает свое влияние на определенные группы населения. При этом религиозные организации делают основную ставку на детей, на молодежь. Служители религиозного культа, религиозные проповедники стремятся к усилению религиозного влияния в семье. Некоторые сектантские руководители поощряют распространение нелегальной религиозной литературы, издаваемой за рубежом и адресованной непосредственно детям.

Все это требует усиления деятельности школы, общественных организаций, семьи в осуществлении атеистического воспитания учащихся.

Было бы заблуждением думать, что достижения науки и овладение научными знаниями сами по себе освобождают от необходимости систематической и разносторонней работы по распространению идей научного атеизма, не требуют формирования и углубления атеистических выводов из развития науки.

Существенное место в атеистическом воспитании школьников должны занять вопросы разоблачения религиозной морали, утверждения принципов морального кодекса строителя коммунизма. При этом необходимо исходить из показа земного, а не «божественного» происхождения морали, того, как изменяется она в различных общественных формациях, раскрытия классовой сущности морали. Важно показать, что проповедь любви ко всем, в том числе к эксплуататорам трудового народа, — это ханжеская проповедь.

В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление социализма, построение коммунизма. Именно в этой борьбе развиваются и закрепляются лучшие нравственные качества личности, которые веками складывались в среде трудящихся и осознавались ими как нравственные нормы.

Как педагоги, так и родители на многочисленных примерах могут в яркой и доступной форме показать подросткам, что нравственный прогресс в социалистическом обществе находит свое выражение во всерастущем интересе и внимании к человеку, к развитию его таланта, способностей, удовлетворению его интересов, стремлений.

Атеистическое воспитание учащихся, основанное на овладении научными знаниями, понимании подлинно научной картины мира, непременно должно сочетаться с атеистической деятельностью подростков в кружках, клубах юного атеиста, в школьных музеях, в зонах пионерского действия, по месту жительства детей (и здесь очень важна помощь семьи).

Учитывая интерес школьников к истории прошлого нашей страны, ее культуре, традициям, важно предусмотреть опасность переоценки культурной миссии церкви (создание замечательных по архитектуре соборов, привлечение известных художников к написанию полотен религиозной тематики и т. п.). Квалифицированные беседы экскурсоводов государственных историко-краеведческих, художественных музеев, картинных галерей, домов научного атеизма о древнерусском искусстве, о преемственности культурного наследия раскрывают вопросы взаимоотношения религии и искусства в условиях эксплуататорского общества, содействуют правильному восприятию культуры прошедших веков, разъясняют идеологическую несостоятельность отождествления культурного и религиозного, художественного и культового, народного и церковного.

Необходимым условием эффективности атеистического просвещения и воспитания учащихся является совместная работа школы и семьи, психология.

Абсолютное большинство родителей свободны от религии, являются атеистами. Это и понятно, так как они выросли в условиях нового социального строя, воспитаны советской школой. Но и родители-атеисты по-разному относятся к религии. Одни из них, владея необходимыми теоретическими знаниями, являясь специалистами различных областей науки, техники, культуры, лекторами, пропагандистами, ведут наступательную борьбу с религиозной идеологией. Другие полагают, что в современных условиях религия не способна оказывать влияние на формирование взглядов и убеждений детей и молодежи и поэтому относятся к ней как к уходящему из жизни анахронизму.

Наконец, есть верующие родители, стремящиеся воспитать своих детей в религиозном духе. Семейные религиозные традиции играют значительную роль в наследовании религиозных пережитков. Так, сама атмосфера в семье: сохранение религиозных реликвий (иконы, свечи, лампады, святая вода и т. п.), привлечение детей к участию в религиозных обрядах, пересказывание детям религиозных преданий и мифов, устрашение детей наказанием со стороны бога — пагубно влияет на формирование сознания подростка, засоряет его ум лишними идеями, представлениями, создает двойственность в поведении: в школе он хочет быть вместе со сверстниками, участвовать в общих делах коллектива, дома все это осуждается, а нередко и запрещается совсем (особенно в сектантских семьях).

Задумываются ли такие родители о будущем своих детей, которым предстоит жить и трудиться в социалистическом обществе? Будет ли их сын или дочь жизнерадостным, культурным, образованным человеком, или, наоборот, замкнется в тесном, душном мирке молитвенного дома, ожидая «прелестей загробной жизни», — это не может не волновать родителей, любящих своих детей. Важно вовремя прийти на помощь верующим родителям, показать трудности, создаваемые ими для развития ребенка, подчеркнув, что противоположные влияния семьи и школы ведут к лицемерию, лжи, к ненужным эмоциональным перегрузкам (страх перед наказанием в семье, перед насмешкой в классе).

В годы отрочества и ранней юности каждый должен кого-то воспитывать, отдавать силы во имя блага, счастья человека. Это одна из истин нашей педагогической веры: если человек никого не воспитывает, ни о ком не заботится, никого не защищает и не оберегает, не вкладывает частицу своей души в душу другого человека, он сам не может быть воспитанным, становится трудновоспитуемым.
В. А. Сухомлинский

Хорошо, если верующие родители вместе с другими родителями, членами семей учащихся смогут присутствовать на школьных праздниках, пионерских сборах, спектаклях, увидят и сопоставят поведение своих детей с другими детьми, поймут, что их подавленность, скованность во многом зависит от неправильного воздействия семьи, что религиозная вера не приносит радости их детям, а, наоборот, обедняет их жизнь.

В настоящее время есть еще немало родителей, которые, не веря в бога, но подчиняясь бабушкам и дедушкам, по семейной традиции отмечают религиозные праздники, верят в ложные приметы, гадания, отягощены различными религиозными предрассудками, суевериями. Сознательного, целенаправленного религиозного влияния на детей и подростков в таких случаях не ведется, но вместе с тем уклад жизни семьи, сама атмосфера (пасхальный обед, куличи, гадания и пр.), рассказы бабушки о святках, о рождестве, пасхе, которые «весело праздновались в старину», оказывают определенное воздействие на личность подростков. Об этом нельзя забывать родителям, ибо вред, непреднамеренно приносимый ими детям, сказывается на формировании личности, интересов их сына, дочери.

Внимательным должно быть отношение и к школьникам, выполняющим религиозные обряды в силу семейных традиций, и к тем, кто усвоил груз суеверий. Разъяснение вреда суеверий, привлечение к кружковым занятиям, к подготовке школьных вечеров, смотров, развитие творческой активности учащихся в коллективе — все это касается не только интеллекта, но и чувств ученика, его потенциальных возможностей, которые могут проявиться в разносторонней практической деятельности.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: