Режим — 24 часа в сутки. Часть 1

Янв 19 2012

Режим — 24 часа в сутки
Родители подростков, видимо, уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так что лишний раз доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет.

Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. При этом мы не имеем в виду, что жизнь по режиму должна подражать движению железнодорожных поездов по расписанию; впрочем, и те выбиваются из расписания, но это ненормально; отклонение же от режима дня — при следовании ему в принципе — не только извинительно, но и необходимо: ясно ведь, что день на день не приходится, состояние подростка в понедельник не похоже па его состояние в субботу, оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни? А неожиданности разного рода? Все это, конечно, не «отменяет» режим, по заставляет ребенка, (и пас) относиться к его установлениям сознательно, творчески — и ответственно.

Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это — рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И. П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем».

Учебные занятия занимающие в жизни подростков значительное место, требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят!

А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе… Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна.

Недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие в занятиях — и все это изо дня в день, в течение всего учебного года. Стоит ли удивляться, что у подростков возникает стойкое переутомление — а отсюда резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже.

И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это приведет к серьезному расстройству здоровья — появляются головные боли, раздражительность, ухудшается аппетит, физическое развитие в известной мере угнетается, открывается дорога инфекционным, и не только инфекционным, болезням.

Далее, поскольку работается подростку все хуже и хуже и поскольку он своей работой (и своими успехами, которые в отметках выражаются) не удовлетворен, у него может сложиться безразличное отношение к учению и к трудовым усилиям вообще.

Итак, постараемся предупредить все эти неблагоприятные последствия, правильно построив режим дня подростка. Исходить мы при этом будем из следующих соображений: продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе); необходимое время должно быть отведено на сон.

В школе. Было бы несправедливым вину за перегрузку возлагать исключительно на родителей, неспособных наладить правильный режим труда и отдыха. Определенную и весьма значительную, долю ответственности должна взять на себя школа — перегрузка детей учебными занятиями справедливо волнует нашу общественность. Вместе с тем верно было бы не замечать и тех постоянных усилий, которые предпринимаются именно школой для того, чтобы упорядочить общую нагрузку учащихся, создать возможности для «разрядки» в течение дня, использовать различные меры, укрепляющие здоровье ребят.

Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче, с занятиями физической культурой, трудом.

В сами уроки настойчиво внедряются активные методы преподавания, заметно меньше утомляющие детей.

Перемены достаточной продолжительности (10 — 15 минут, одна большая — 20 — 30 минут) ребята проводят в движении, по возможности на свежем воздухе; во время большой перемены они получают горячий завтрак.

Строго нормируется время, которое отводится на общественно полезный труд, на общественную работу.

Дома за уроками. Родители лучше, чем кто бы то ни было, могут видеть, сколько времени тратит их сын, дочь на приготовление домашних заданий. Если это время больше положенного (более 2 — 2,5 часа), надо вмешаться и выяснить, в чем дело. Подросток работает нерационально? Нет условий для занятий? Испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? А быть может, слишком много заданий на дом? В любом случае необходимо поговорить с педагогами, выработать согласованную линию поведения.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5 — 2 часа. (Те, кто учится во вторую смену, готовят уроки утром, позавтракав и погуляв на свежем воздухе хотя бы полчаса.)

Время начала занятий должно быть твердо зафиксировано. Надеемся, что привычка начинать готовить уроки в одно и то же время сложилась у ваших детей еще тоща, когда они учились в начальных классах.

Воздух в комнате, где занимается подросток, свежий. Тишина.

Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снов проветривается (если форточка не была открыта все время); подросток выполняет несколько простых гимнастических упражнений.

Позаботьтесь об удобном рабочем месте. Лучше, если у подростка есть свой письменный стол. Высота его (как и высота стула) должна соответствовать росту мальчика, девочки. Свет от настольной лампы должен падать слева, мощность лампочки — 50 Вт.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: