Самостоятельный выбор поведения

Янв 04 2011

Самостоятельный выбор поведения
Особенность нравственного поведения состоит в том, что перед человеком встает проблема выбора: надо выбрать самостоятельно какой-то вариант поведения из нескольких возможных. Человек может оказать помощь или не помочь другому; может пользоваться всеми полагающимися ему привилегиями или не пользоваться, уступить их другим; в острый момент сказать правду, промолчать или сказать «не знаю» и т. д. Безнравственное поведение не наказывается законом, и поэтому может показаться, что существует свобода в выборе поведения, независимо от оценки его нравственной стороны. Но уже в детском возрасте свободный выбор в пользу нравственных норм регулируется общественным мнением, мнением взрослых, педагога, а также внутренними побудителями: совестью, достоинством. Все это формируется под влиянием воспитателей, детского коллектива, обстоятельств жизни, среды.

На процесс нравственного развития детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор поступка.

Ситуацию нравственного выбора педагог может использовать в воспитательных целях как очень эффективную во всех видах деятельности. Подобные педагогические ситуации не составляют содержания воспитательных мероприятий, а сопутствуют им, касаясь взаимоотношений детей.

Наблюдения за повседневной школьной жизнью детей показали, что в ней достаточно случаев, когда ребенок мог бы сделать нравственный выбор, подавляя свои желания, считаясь с интересами других.

Для примера рассмотрим ситуацию, которая помогла выявить, как проявляется товарищество у разных детей в играх «Ракета летит в цель», «Кто ловкий» и др. Группы из 4 — 5 детей по очереди проверяют свою меткость, ловкость, пока каждый не наберет определенное количество очков за ограниченное количество бросков. Некоторые дети набирают нужное количество очков, не использовав всех полагающихся бросков. Они могут: 1) сами стрелять дальше и при удачных бросках получить премию или 2) уступить это право кому-нибудь из товарищей, кто не сумел набрать нужную сумму очков. Первый вариант выбора был назван «для себя», второй — «для товарищей».

И в I классе больше половины детей не уступают свое право товарищу, в III классе таких детей меньше, но они все еще составляют половину всех играющих.

Многие из детей отказывают товарищу, не смущаясь и не задумываясь, как надо поступить; при этом они откровенно говорят, что сами хотят еще раз попробовать свои силы в меткости, ловкости и получить подарок в случае успеха. Другие принимают это же решение, но испытывают при этом неловкость: они краснеют, у них опущены глаза, о своем решении они говорят тихо, стараются придумать оправдание своему поступку. Они говорят, что у них нет товарища, кому надо было бы уступить, или товарищ не любит играть в эту игру, товарищ все равно неметкий и др., т. е. ребенок чувствует, что в его поведении что-то не совсем правильно. Он понимает, что надо подумать и о товарище; что плохо, когда не даешь поиграть другу, если уже поиграл сам. Но это не всегда заставляет детей поступать по-товарищески.

То, что учащиеся начальных классов делают выбор «для себя», наверное, естественно. Каждому ребенку самому хочется взять себе интересное.

Сам факт, что ребенок уступает или не уступает («для других»), не говорит еще о его нравственности или безнравственности.

В педагогическом плане важно думать о последствиях, о дальнейшем нравственном развитии ребенка. Если ребенок не умеет, его надо научить подавлять свои желания во имя нравственных принципов, подключая к этому эмоции: «принято уступить», «обидно, если тебе не уступают», «наверно, и другому будет обидно, если мы ему не уступим» или «приятно, радостно, если уступить», «надо быть справедливым: сам поиграл, надо дать другому».

Сравнивая данные I и III классов, можно заметить некоторое увеличение числа выборов «для товарища». Учащиеся III класса, которые делают выбор «для товарища», делают его сознательно, подавляя собственное желание и стараясь сделать приятное товарищу.

Иногда знание, как надо правильно поступить, используется детьми для оправдания своих поступков. Так, в игре, которая была организована как соревнование в беге, а потом стрельбе на меткость, оказалось, что два мальчика плохо стреляют. Педагогически дело было обставлено таким образом, что этим ребятам надо было поупражняться. Сначала деты отдавали им свое право стрелять, но потом один мальчик нашел удобную форму, чтобы сохранить это право за собой. Он сказал: «Буду стрелять сам, чтобы выручить команду, набрать для нее побольше очков». За ним последовали все остальные. Мальчики, которые должны были поучиться меткой стрельбе, были забыты.

Когда перед ребенком возникает вопрос о выборе поведения, создаются условия для нравственного развития, осознания им нравственной стороны своего поведения, нравственной стороны отношений с другими людьми.

К сожалению, в школьной практике воспитания таких ситуаций выбора мало. Действительно, школьников организуют на различные виды деятельности (сбор металлолома, работа в зоне пионерского действия, тимуровская работа и т. д.). Их убеждают в необходимости деятельности на благо других, контролируют выполнение тех или других поручений; требования учителей и органов детского коллектива оформляются в виде соревнования, игры, используются другие виды стимулирования, но при этом школьник сам не выбирает поведения, оно строго регламентируется воспитателями и детским коллективом. Конечно, перед школьниками стоит возможность пойти или не пойти на субботник. Однако в данном случае снята педагогическая ситуация, когда школьник может выбирать. А между тем для воспитания важна ситуация, когда не учитель и коллектив заставляют поступать хорошо, а сам учащийся выбирает возможность хорошо или плохо поступить.

Иногда ситуация нравственного выбора обостряется, тогда возникает конфликт «с самим собой». Конфликт «с самим собой» выражается в том, что ребенок понимает, что так поступать, как он хочет, плохо, по желание очень сильно. Если он уступает своему желанию, переживается стыд, неловкость, остается эмоциональный осадок от чего-то плохого. Конфликт возникает в результате того, что ребенок сам должен выбрать способ действия, причем о его «поступке никто не узнает, он не будет наказан. Например, ребенок ставится перед выбором: отдать товарищу что-то {нужное и ему самому) по чисто нравственным мотивам, когда исключается страх наказания, гласность поступка и др. В играх у детей идет борьба мотивов между стремлением к победе и достижением ее нечестным путем. Дети понимают, что в их поведении, когда они не помогают товарищам, нечестно поступают, есть что-то нехорошее, поэтому они придумывают различные обеляющие их обстоятельства, Анализ ситуации нравственного выбора заставляет обратиться к принципу добровольности в решении целого ряда вопросов воспитания. Одно дело, если «все обязаны быть», другое — если «можно прийти тем, кто хочет>. Это явится серьезной проверкой того, насколько привлекает детей общее дело, проверкой и работы педагога, и уровня развития детей.

Гамак для собаки в автомобиль. Автогамак в интернет магазине Димон-Камон.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: