Семейные традиции

Дек 14 2010

Семейные традиции
К числу духовных богатств народа по праву относятся его традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоническом развитии общества и личности. Слово «традиция» означает «передача». Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Усвоение общественного опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития.

Традиции существуют во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, культурной и т. д. Соответственно выделяют традиции национальные, революционные, боевые, трудовые, интернациональные, культурные и т. п.

Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Причем каждая конкретная имеет и собственные, ей одной присущие традиции. И жизни любого семейного коллектива, безусловно, есть события, которые отмечают традиционно как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у учащихся, дни совершеннолетия, получения паспорта, вступления в пионеры, комсомол, партию, проводы в ряды Советской Армии, вступление в трудовую жизнь, выход ветерана труда на пенсию и т. п.

Революционная и трудовая деятельность, ратные подвиги представителей старшего поколения служат наглядным примером и руководством к действию для молодых членов семьи. «…Образцы борьбы, — писал В. И. Ленин, — должны служить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов».

История нашей страны изобилует примерами беззаветного выполнения семьей своего патриотического долга перед Родиной. II годы первых пятилеток миллионы советских людей передавали часть своей заработной платы в заем государству для создания отечественной промышленности, тысячи семей, покидая насиженные места, отправлялись на новостройки, на передний край борьбы за индустриализацию. Вносились добровольные пожертвования на создание армии, флота, авиации, на оказание помощи героическому пароду республиканской Испании, рабочим капиталистических стран, борющимся за свои экономические и социальные права. Величайшие трудности на долю миллионов советских семей выпали в годы Великой Отечественной войны. Ушедших на фронт мужей п отцов заменили на производстве их жены и дети. По 12 — 14 часов не отходили они от станка, создавая грозное оружие победы. Сами питаясь впроголодь, испытывая острую нужду в предметах первой необходимости, они регулярно отправляли на фронт посылки с подарками для воинов, вносили средства на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий. Неувядаемой славой покрыли себя в боях семейные экипажи, где рука об руку дрались отец и сыновья, братья…

Одним из величайших завоеваний социализма является братская советских народов. Процесс сближения социалистических наций находит отражение и в семье. В стране растет число смешанных браков, и они, как правило, крепче других. Свидетельством подлинного интернационализма советских людей является усыновление детей других национальностей. Так, в семье академика Струмилина выросли и получили образование 18 приемных детей. Ташкентский кузнец Шаахмед Шахмахмудов усыновил в годы войны и воспитал 16 детей различных национальностей. Формирование и укрепление межнациональной семьи — объективная закономерность развития социалистического общества.

Важное место в духовной жизни семьи занимают памятные даты, наши революционные праздники. Традиционно вся наша страна отмечает годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День Победы, другие памятные для нашего народа дни. Нет такой семьи в нашей стране, где бы не отмечались эти события. В одних семьях стало традицией в наиболее важные дни общенародных торжеств приезжать в отчий дом, к родителям, братьям, сестрам, в других — организовывать коллективный культурный отдых, в третьих — приглашать боевых товарищей, даже живущих в других областях.

В беседе могут быть использованы приводящиеся ниже примеры, высказывания детей о праздновании Дня Победы в семье. Вариантом этой части урока может стать фронтальная беседа, обмен впечатлениями самих учащихся. Педагогический такт учителя должен помочь старшеклассникам в рассказах о праздниках в семье избежать излишней критичности по отношению к родителям. Беседа должна носить позитивный , помочь обратить учащихся на лучшее в семейных традициях. Только в этом ключе можно предложить учащимся подумать, как отмечаются общенародные праздники в их семьях. Приведем примеры празднования Дня Победы.

«Девятого мая мы ходили всей семьей к памятнику героям войны. Когда мы возлагали цветы, папа сказал, что, возможно, где-то люди принесли цветы и к могиле его отца, которую мы так и не сумели разыскать. Папа не помнит дедушку, когда тот ушел на фронт, он был еще совсем маленьким, но бабушка много рассказывала о нем, сохранились два солдатских треугольника, отправленные в первые месяцы войны, и уведомление командира части о гибели деда.»

Бережное, уважительное отношение взрослых к общенародным традициям, к памяти прошлого, к памяти тех, кто уже ушел из жизни, — все это и составляет народа, благодаря которой молодые люди осознают себя звеном в цепи поколений, ответственными за передачу опыта народа будущим поколениям.

Характерной чертой семейных отношений является духовная преемственность поколений, передача от старших к младшим духовных ценностей.

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: