Семья как источник счастья

Дек 14 2010

Семья как источник счастья
Для чего человеку семья? Каждый ответит по-своему на этот вопрос, хотя наверняка прозвучит одна простая, но верная мысль — для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Статистика выявила интересные закономерности: в браке человек живет дольше, меньше болеет. Социологи, опрашивая как- то супругов, выявили, что 70% опрошенных посчитали, что основа их человеческого счастья — единая, дружная, любящая семья и дети. Если это так, то счастье человека в семье — это большая ценность, как нравственная, так и социальная.

Действительно, счастливый человек — это еще и достояние общества, которому он способен отдать больше сил, творчества, вдохновения. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, как бы широк ни был их круг, не в состоянии дать человеку того, что может дать семья. Поток писем в газеты и журналы, идущий от одиноких или потерявших семью людей, убеждает в том, что счастье не бывает полным без полноценной, дружной семьи.

Чем же таким особенным одаривает человека семья? Почему именно в семье видим мы неисчерпаемый источник человеческого счастья? Говоря о проблемах семьи, мы все время подчеркивали, как непросто построить счастливую семью, какой огромной духовной работы требуют семейные будни, как сложно быть хранителем своих чувств, как трудно их приумножать. Весь курс нового школьного предмета нацелен на то, чтобы показать будущим супругам, папам и мамам, что семейная жизнь требует знаний, определенных душевных качеств, специфических умений и навыков, определенных усилий и деятельности. Неужели все эти трудности и сложности могут принести счастье? Но позволительно спросить: кто сказал, что счастье — это нечто, данное изначально? Разве счастье — не в самой борьбе за него? И где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят и где без тебя нет полной чаши… Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил физических и духовных, без которых он не может нормально работать. Где, как не в семье, получает утешение в самые черные дни своей жизни. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар — счастье материнства и отцовства, а спустя годы — счастье быть дедушкой и бабушкой. В разговоре о счастье уместно вспомнить высказывание Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»

На изучение темы «Нравственные основы семьи» программой отводится два часа. Второй час учитель по своему усмотрению использует для активных форм работы с классом. Так, можно предварительно провести анкетирование и на втором занятии обобщить и обсудить с ребятами его результаты.

Примерные вопросы анкеты

1. Доводилось ли Вам встречать счастливых людей?

2. Считаете ли Вы счастливым себя? Если нет, то чего Вам не хватает для «полноты счастья»? Что Вы делаете для того, чтобы быть счастливым?

3. Задумывались ли Вы раньше над тем, что такое счастье? Дайте определение счастья: «Счастье — это…» (а) одним словом; б) одним предложением; в) не ограничивая себя размером высказывания).

4. Что включает в себя, на Ваш взгляд, это понятие? Поставьте на 1-е, 2-е, 3-е и т. д. места (обозначьте цифрами с левой стороны в зависимости от важности для Вас лично):

— интересная, увлекательная работа,

— взаимопонимание с близкими людьми,

— хорошая, дружная семья,

— достаток,

— чувство нужности людям,

— осознание исполняемого долга,

— интересная общественная работа.

Согласны ли Вы с этими слагаемыми понятия счастья? Что Вы могли бы добавить?

5. Могли бы Вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.)

6. Задумывались ли Вы о цели своей жизни?

7. Каков, по Вашему, идеал счастливой женской (мужской) судьбы?

Анкетирование рекомендуется проводить анонимно, с указанием пола отвечающего. Желательно провести анкету до проведения занятия по теме «Нравственные основы семьи», с тем чтобы не влиять на мнения ребят.

Содержанием второго занятия может быть диспут «Мое представление о счастье» или коллективное зачитывание и обсуждение отдельных глав книги Леонида Жуховицкого «Счастливыми не рождаются» (М., 1983).

При подготовке диспута о счастье учитель может использовать следующие изречения: «Где нет стремления к счастью, там нет стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений» (Л. Фейербах).

«Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному» (А. Пушкин).

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро).

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя» (Л. Толстой).

«Счастье дается тому, кто много трудится» (Леонардо да Винчи).

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно» (А. Макаренко).

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: