Сила и мудрость настоящей любви

Дек 14 2010

Сила и мудрость настоящей любви
Марксистская этика, рассматривая любовь прежде всего как сони» и.нос отношение, не отрицает в ней и природной стороны.

У Людмилы Татьяничевой есть такой поэтический образ: Любовь вбирает в себя все богатство человеческих отношении, Она характеризуется не только физическим влечением, не только общим развитием интеллекта, но еще в большей мере уровнем нравственно-психологического и эмоционально-эстетического развития личности, ее трудолюбием, ее идейно-политическими и правовыми взглядами. В. А. Сухомлинский писал: «Любовь — это цветы нравствеиности; нет у человека здорового нравственного корня — нет и благородной любви»!. В жизни все это распознать не просто. Французский писатель Франсуа Ларошфуко в значительной мере был прав, когда говорил: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи».

Уместно спросить учащихся: как отличить глубокое чувство любви от чувства, лишь похожего на нее? Подводя итоги краткой беседы, учитель отмечает правильные суждения учащихся и то, что они не дают полный ответ на поставленный вопрос. Сложность не только в удивительном богатстве и неповторимости самого чувства любви. Любовь нередко соседствует, переплетается, сливается с другими чувствами, например с симпатией, влечением, влюбленностью. Общеизвестно, что влюбленность — чувство мимолетное, быстротечное. В нем преобладает эгоистическое начало и отсутствуют мотивы самоотдачи. «Там, где любовь выражается только и мимолетном очаровании внешними чертами, где человек ищет наслаждение только в красоте лица, фигуры, — неизбежны разочарования, «несходство характера»3. Это и есть влюбленность, чувство, направленное на себя, на удовлетворение своих желаний, Важнейшее отличие настоящей любви от этого чувства в том, что влюбленный человек относится к любимому, как к себе, стремится исполнить в первую очередь не свое желание, а его. Истинная любовь — благороднейшее, самоотверженное чувство, чаще всего проверенное искренней дружбой, временем, жизненными трудностями.

Трудности, испытание разлукой и временем настоящую любовь увеличивают, а ненастоящую ослабляют. Об этом В. Шекспир пи сал: «Всякое препятствие любви только усиливает ее». Весьми образно подтверждает эту мысль французский писатель Р. Бюсси: «Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает». На это удивительное свойство любви обратил внимание К. Маркс. В письме к жене он писал: «Стоит только пространству разделить нас, и я тут же убеждаюсь, что время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста. Моя любовь к тебе, стоит только тебе оказаться вдали от меня, предстает такой, какова она на самом деле — в виде великана; в ней сосредоточивается вся моя духовная энергия моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном) слова».

Иногда влюбленный не замечает в любимом серьезных недостатков, отрицательных поступков. Можно ли предупредить «любовную слепоту»? Видимо, не всегда. По чаще всего можно. Как К встрече с любовью надо быть готовым: иметь правильные представления о настоящей любви, уметь проанализировать свой идеал любимого (любимой), уметь отличить истинные человеческие ценности от мнимых, понимать суть внутренней красоты человека, душу другого человека, его переживания и стремления. Словом, необходима высокая этическая и психологическая культура. И если человек обладает этим богатством, то его любовь чаще всего (исключения бывают и здесь) отличается большой зрелостью, обнаруживает в любимом такие качества, которых не замечали другие. М. М. Пришвин писал об этом: «Мы часто видим, что мужчина кое-какой, и женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь» .

Избирательность — действительно удивительная особенность любви, позволяющая выделить данного человека из сотен других, открыть в нем что-то неповторимое, близкое, дорогое сердцу. При этом неповторимые личностные достоинства любимого способствуют духовному обогащению влюбленного, расширяют его интересы, воодушевляют. Эта чудодейственная сила любви возникает, разумеется, при взаимности чувств.

Здесь учащимся следует задать вопрос: а можно ли представить любовь как чувство бесконфликтное? Обобщая их ответы, важно подчеркнуть: даже между людьми незаурядными, горячо любящими друг друга, конфликты бывают и, видимо, неизбежны. Причин для Этого немало: многочисленные житейские трудности, разница и представлении о самой любви и семейной жизни, боязнь потерять свое счастье, безмерное стремление влюбленной к тому, чтобы любимый как можно больше отвечал воображаемому идеалу и изжил имеющиеся недостатки и др. Однако эти конфликты редки, легко разрешаются и не накапливаются. Они, как правило, не нарушают заботливое, бережное отношение между людьми, искренность и доверие, постоянную готовность быть надеждой и опорой в сложных ситуациях жизни. Иногда они даже помогают сделать все возможное для реализации своих наиболее ценных личностных качеств, т. е. конфликты при правильном к ним отношении имеют воспитательное значение для обеих сторон.

Далее, напомнив, что любовь — одна из высших социальных ценностей, можно спросить учащихся: почему общество так заинтересовано в том, чтобы у молодежи была настоящая, счастливая любовь? Обобщая ответы школьников, важно отметить: молодые люди, которые не способны полюбить, часто живут пустой жизнью. Они не достигли определенного уровня личностного развития. Им не присуща большая, трудная и вместе с тем обогащающая их душевная работа, которую рождает любовь. Это не устраивает общество, кровно заинтересованное в том, чтобы молодое поколение было духовно богатым, всесторонне развитым. Если молодым людям присуща настоящая любовь, то это — удачный брак, крепкая семья, хорошие дети, счастливое супружество, более производительный труд. В этом и состоит в первую очередь особый интерес общества.

Здесь уместно поставить классу такой вопрос: а в чем заключается долг любящих перед обществом? В качестве обобщения можно привести и разъяснить следующее (оно относится и к предыдущему вопросу) высказывание В. И. Ленина: «В любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу». Следует также отметить, что при социализме между заинтересованностью общества в судьбе молодого поколения и индивидуальными потребностями молодежи нет противоречий, между ними существует гармоническое единство.

Полезно обсудить на уроке и проблему бережного отношения к любви. К. Паустовский советовал: «Берегите любовь, как драго ценную вещь». Всегда ли молодые люди помнят об этом? Вряд ли. «Любовь может быть и путеводным огоньком, сияющим сквозь мглу и вьюгу, и огнем костра, обогревающим человека в дождь и стужу, и очистительным пламенем, сжигающим в человеке все плохое, эгоистичное, мелкое. Но, как всякий огонь, огонь любви надо поддерживать. Между тем многие не только не умеют беречь любовь, но даже считают это дело ненужным, лишним» 3. В любви они видя I силу, неподвластную разуму и воле, неуправляемую стихию. Однако многовековой опыт человечества показывает, что настоящая человеческая любовь немыслима без единства чувства и мысли, без влияния воли. Не случайно В. И. Ленин говорил: «Самообладание, самодисциплина — не рабство: они необходимы и в любви». Весьми примечательны на этот счет и мысли В. А. Сухомлинского. И «Письмах к сыну» он писал: «Я отвергаю утверждения некоторых лиги публицистов, считающих, что чувству приказать нельзя, к де не властен над своим влечением. Это мягкое покрывало, пытаются прикрывать половую распущенность…

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: