Словарь

  • Авторитарным стиль (директивный, властный) — см. Императивный стиль.
  • Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.
  • Активность — 1). свойство организма и психики. Различают физическую и психическую А.; 2) свойство личности. Личность может влиять па физическую и психическую активность. Кроме того, она может обладать социальной активностью.
  • Альтруизм — поведение, направленное на бескорыстное служение другим людях.
  • Анализ продуктов деятельности — одни из методов психологии. Детская психология изучает рисунки, стихи, аппликации, конструкции и другие продукты деятельности ребенка.
  • Антиавторитарный стиль — см. Либерально-попустительский стиль.
  • Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.
  • Аффективное поведение — драчливость, упрямство, грубость и другие трудные формы поведения, которые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.
  • Беседа — метод психологического исследования, основанный на вопросах и ответах.
  • Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития на том пли ином этапе детства.
  • Вербальный — словесный.
  • Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.
  • Внушаемость — неосознанное подчинение воздействию.
  • Внушение — воздействие на личность с целью вызвать определенное состояние или побуждение к действию.
  • Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
  • Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда не воспринимавшихся.
  • Воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
  • Восприятие — психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов.
  • Восстановление — процесс памяти, в результате которого происходит узнавание и воспроизведение закрепленного ранее содержания прошлого опыта.
  • Врожденный признак — признак, присущий от рождения. Высшие потребности — потребности, присущие только человеку. Делятся на материальные и духовные.
  • Генезис — происхождение, возникновение; история закономерного развития.
  • Госпитализм — явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.
  • Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
  • Графический образ — зрительно-двигательный образ того или иного предмета.
  • Действие — относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение определенной цели. Действия подразделяются на внешние и внутренние.
  • Демократический стиль (коллективный, коллегиальный) — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и притязания на признание. При общей доброжелательности здесь используются убеждение и внушение. В необходимых случаях порицание осуществляется через лишение ребенка положительного отношения.
  • Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии па нее. Деятельность складывается из действий.
  • Диалогическая речь — разговор двух или нескольких лиц. Дисциплинированность — свойство личности, привычка, потребность соблюдать дисциплину, сознание собственного и общественного долга.
  • Доверие — уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого.
  • Доверительное общение — общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение.
  • Долг — обязанность; нравственное чувство, определяющее мотивы поведения и переживания человека.
  • Духовная потребность — культурная потребность, свойственная человеку; выражает зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры.
  • Естественная потребность — потребность организма в определенных условиях, необходимых для поддержания сущестпования (потребность в пище, воздухе, тепле и т. д.).
  • Зависть — неприязнь к другому, вызванная его преимуществами (реальными или воображаемыми).
  • Задатки — врожденные особенности организма (тип нервной системы, особенности строения рецепторов и др.), которые выступают в качестве природных условий развития способностей.
  • Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление прошлого опыта.
  • Знак — элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование).
  • Знаковая функция — способность использовать знаки.
  • Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрослого (Л. С. Выготский), Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребенка, которые он реализовать сам в настоящий период еще не может, но использует с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослыми будут его собственным достоянием в ближайшее время.
  • Игровая деятельность — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.
  • Идентичность — тождественность.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или объектом действительности.
  • Идентифицировать — отождествлять.
  • Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
  • Изобразительная деятельность — общее название рисования, лепки, аппликации н др.
  • Императивный (авторитарный) стиль — жесткий стиль руководства, опирающийся на принуждение, наказание, подавление инициативы.
  • Индивидуальное развитие — развитие индивида в процессе его жизни и деятельности.
  • Инстинкт — врожденная форма поведения, способность совершать целесообразные действия в ответ па определенный стимул.
  • Интеллектуальные чувства — чувства, вызываемые мыслительной деятельностью (любознательность, уверенность, сомнения).
  • Интерес — вид мотивов. Форма проявления познавательной потребности человека,
  • Инфантилизм — задержка развития, сохранение черт физического или психического облика, свойственного более раннему возрасту.
  • Исполнительская часть действия — часть действия, при помощи которой реализуется выбранный способ действия.
  • Коммуникативная функция речи — функция обшения, прямое пли косвенное воздействие на собеседника.
  • Комплекс оживления — реакция ребенка па обращение к нему взрослого, включающая улыбку, двигательную активность и вокализации. Отделяет новорожденность от младенчества.
  • Конструирование — один из продуктивных видов деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкции по образцу, по условиям или по собственному замыслу.
  • Контекстная речь — законченная в смысловом отношении речь, в которой точно установлены значения каждого слова или предложения.
  • Контрольная часть действия — проверка правильности хода выполнения действия и его результата.
  • Конформность — 1) согласие с воздействующей на индивида группой (или другим индивидом); 2) внешнее согласие с группой вопреки внутренней позиции индивида.
  • Лживость — стремление сознательно исказить истину. Либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль — проведение принципа вседозволенности в воспитании.
  • Лидер — член группы, способный организовать ее деятельность и регулировать взаимоотношения.
  • Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительности личностью, осознаваемое как «значение для меня». Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
  • Логическое мышление — мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.
  • Манипулирование — элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.
  • Модельные образы — образы, по своему строению соответствующие наглядным моделям (см.).
  • Монологическая речь — речь, которую строит один человек. Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
  • Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
  • Мышление — активный процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности. Развитие мышления человека связано с его личным практическим опытом и успоешюй им культурой человечества.
  • Наблюдение — один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого — проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов.
  • Навык — автоматизированный способ выполнения действия.
  • Наглядно-действенное мышление — мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.
  • Наглядно-образное мышление — мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.
  • Наглядные модели — особые виды изображений, в которых связи и отношения между предметами и явлениями передаются при помощи определенного пространственного расположения их заместителей (схемы, чертежи, диаграммы и т. п.).
  • Наследственность — способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству.
  • Негативизм — сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма; 1) пассивный негативизм — упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.
  • Обучение — целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, навыков и умений.
  • Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера.
  • Объяснительная речь — речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило.
  • Ориентировочная часть действия — часть действия, при помощи которой происходит выбор способа достижения цели.
  • Онтогенез — развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения тех изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
  • Ориентировочный рефлекс — безусловный рефлекс, реакция па новизну окружающей обстановки.
  • Орудийные действия — действия, в которых один предмет употребляется для воздействия на другие предметы.
  • Ответственность — понимание необходимости, обязанности отвечать за свои действия, поступки.
  • Отчуждение — отдаление, обособленность.
  • Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.
  • Педагогический эксперимент — экспериментальное изучение юпросов обучения и воспитания, осуществляемое в условиях учеб-ю-воспитательных учреждений.
  • Подражание — следование действию, поведению другого,
  • Половая идентификация — отождествление ребенком себя с редставителями своего пола.
  • Понятие — основное средство человеческого мышления, отра-(он ие общих и существенных свойств предметов и явлений деист-ительностн.
  • Предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
  • Представление — чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.
  • Привычка — автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью.
  • Притязание на признание — потребность быть признанным другими людьми. У детей — потребность быть признанными взрослыми и сверстниками.
  • Проблемная ситуация — ситуация, в которой перед человеком возникают цели и условия деятельности, требующие для разрешения новых средств и способов.
  • Продуктивная деятельность — общие названия видов деятельности, направленных на создание материального продукта (рисование, конструирование, лепка и др.).
  • Произвольное действие — действие, совершаемое с заранее поставленной целью.
  • Реальные отношения (в игре) — отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.).
  • Реакция — ответ организма на воздействие внутренней или внешней среды.
  • Рефлекс — закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.
  • Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.
  • Рефлексирование — способность соотносить свои действия с ожидаемыми реакциями других.
  • Речевая деятельность — использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.
  • Ролевая игра — основной вид игры детей дошкольного позрас-та, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры.
  • Ролевые отношения детей — отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетом игры.
  • Самооценка — компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, способностей, личностных качеств). Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной.
  • Самосознание — оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.
  • Самостоятельность — способность мыслить, действовать Поз посторонней помощи.
  • Самоутверждение — стремление реализации собственных г тязаний на признание и вызванное этим стремлением.
  • Сензнтивность — чувствительность.
  • Сензитивные периоды — возрастные периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей действительности.
  • Сенсорное воспитание — воспитание, направленное на развитие восприятия и представлений о внешних свойствах пред-] метоп.
  • Сенсорное развитие — развитие восприятия.
  • Сенсорные эталоны — сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов, высота звуков и т. д.).
  • Совесть — чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой, окружающими людьми, обществом; нравственная позиция, ценностная ориентация личности.
  • Соотносящие действия — действия, цель которых состоит п приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.
  • Сопереживание — 1) состояние, которое выражается в переживании чего-либо вместе с другими, в разделении переживания; 2) действие по оказанию помощи по отношению к тому, кому сопереживают.
  • Сорадость — позитивное переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого.
  • Сострадание — жалость, возбуждаемая несчастьем другого.
  • Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
  • Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям другого.
  • Сохранение — один из основных процессов памяти, обеспечивающий удержание прошлого опыта, в течение более пли менее длительного времени,
  • Спонтанный — самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.
  • Стимул — побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
  • Тесты — краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств.
  • Трудовое воспитание — воспитание положительного отношения к труду и психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.
  • Убеждение — 1) осознанная потребность, побуждающая человека действовать в соответствии со своими ценностными ориедта-циями; 2) способ эмоционального и рационального воздействия.
  • Упрямство — частный случай негативизма.
  • Условный рефлекс — приобретенный рефлекс, выработанный организмом в течение жизни, реакция на действия раздражителя в определенных условиях.
  • Учебная деятельность — ведущий вид деятельности детей школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний.
  • Фактор места — термин, означающий социальную ситуацию, определяющую условия развития и жизни человека.
  • Характер — индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.
  • Характеристика психологическая — описание психологических черт ребенка, особенностей его взаимоотношений с другими людьми и проявлений в разных видах деятельности.
  • Цель — 1) объект, па который направлены действия; 2) предвосхищение результата действия.
  • Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
  • Честь — совокупность высших нравственных принципов личности; чем в себе гордятся, что отстаивают перед собой и людьми в соответствии с долгом и совестью (см. долг, совесть).
  • Формирующий эксперимент — эксперимент, в котором психологические качества изучаются в процессе их активного формирования.
  • Шаблон — 1) заимствованный образец, которому слепо подражают, штамп; 2) образец, по которому изготовляются изделия, одинаковые по форме, размеру и т. п.
  • Эксперимент — один из основных методов психологического исследования, при котором экспериментатор целенаправленно создает и изменяет условия, определяющие психическую деятельность испытуемого.