Станьте им вожатыми!

Мар 29 2012

Вожатые
Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, созданная по инициативе Коммунистической партии, — очень важное звено в системе воспитания детей и подростков. Партия призывает советских людей активно участвовать в жизни и делах пионерии, рассматривать такое участие как свой гражданский долг и почетную обязанность. Естественно, этот призыв в полной мере относится к родителям юных ленинцев.

В наши дни практически все дети и подростки становятся пионерами. Родители сегодня и представить себе не могут, чтобы их дети не вступили в пионерскую организацию. Да это и понятно: почти все родители нынешних подростков (и многие родители этих родителей) сами были пионерами. За шесть десятилетий существования пионерской организаций десятки миллионов детей разных поколений прошли в ней первую школу общественно-политической жизни, готовились вступить в ряды активных строителей нового общества. Это крепкая основа союза семьи, школы, комсомола, общественности, взаимодействия их в многогранном по своему характеру руководстве воспитанием пионеров, руководстве, которое предполагает прежде всего большое внимание, доверие, искреннюю заинтересованность в делах пионеров, уважение принципов, законов и традиций самодеятельной детской организации.

Слова «Все мы родом из детства» стали уже классическими, привычными, примелькавшимися. Но и привычное стоит порой осмысливать заново.

Выходя из страны детства, всегда ли мы сохраняем ей верность? Порой с высоты нашей сегодняшней взрослой жизни собственные детские годы кажутся нам смешными, наивными. Но это еще полбеды. Беда начинается тогда, когда смешным и непонятным, наивным, а то и пустяковым и раздражающим кажется нам то, что наполняет жизнь нынешних мальчишек и девчонок, наших детей.

… Восемь часов вечера, а у дочери-отличницы еще не сделаны уроки! Который уже час она возится с каким-то макетом, который, видите ли, обещала звену доделать к завтрашнему дню. Почему этот макет нужен именно завтра? Разве можно из-за такой ерунды забывать про уроки? Весь наш опыт взрослой, умудренной годами жизни восстает против возможной завтрашней двойки. Что же перетянет — родительский опыт и власть или отчаянное: «Ну как же ты не понимаешь? Я же честное пионерское дала!»?

Разве в своей взрослой жизни не знаем мы, что такое дать слово? Знаем, конечно, и давно это знание руководит нашими повседневными отношениями с людьми. Мы понимаем, что надо быть обязательным, дисциплинированным, надежным человеком. Так почему же мы подчас равнодушны к тому, что лежит в основе этого нравственного поведения: «Честное пионерское, понимаешь!»?

Хорошо, если ответите: «Понимаю…» Потому что так вы проявите драгоценную верность пониманию. (Другое дело, что через какое-то время, не сейчас, вы найдете слова, которые помогли бы дочери понять, что подлинно обязательный человек отдает все свои долги, что неприготовленные уроки — это не только личное дело. Но само побуждение сдержать конкретное, определенное обещание, и сдержать его во что бы то ни стало, надо приветствовать; на этом побуждении и надо воспитывать у дочери развитое чувство долга.)

… У старшей пионервожатой школы крупная неприятность: повела пионеров в однодневный поход и привела их на четыре часа позднее обещанного — усталых, взволнованных, голодных. Оказывается, на привале один из них снял галстук и положил его под дерево. А вспомнил про него, когда ушли уже далеко. «Что будем делать?» — спросила вожатая. «Возвращаться», — решили ребята. Галстук нельзя оставлять в лесу — они это понимали, у них было чувство ответственности за свою принадлежность к организации пионеров.

Представляете, какому испытанию подверглось это еще некрепкое чувство, когда они услышали, как любящие родители кричат на огорченную вожатую, возмущаются и вопрошают, что для нее дороже — кусок материи, который продается в любом магазине, или здоровье детей, лишенных своевременного обеда?

… Вы помните свой первый пионерский галстук? Тот самый, повязанный на торжественной линейке, когда вас принимали в организацию юных ленинцев? Конечно, со временем все привыкают к пионерским атрибутам. Конечно, главное в другом — в самом существе этой детской организации, которая дарит мальчишкам и девчонкам интересные дела и события, обогащает, воспитывает. Но все-таки свой первый галстук мы помним… Почему же иногда умудряемся создать у детей скучно-пренебрежительное отношение к формам и знакам их принадлежности к пионерской организации?

А вот другая сторона той же проблемы. Дежурные у входа в школу проверяют наличие у ребят дневников, сменной обуви, пионерских галстуков… Вам не режет слух такое перечисление? Не искажаются ли здесь определенные, важные педагогические принципы? Тем не менее сегодня во множестве школ наличие галстуков механически проверяется то учителем, то дежурными от родительского комитета, старостой в классе и даже санпостом. Вместо серьезного заинтересованного разговора о смысле и ценности пионерской формы начинается «проработка» ребят, пришедших без галстука, как и тех, кто плохо помыл руки…

Вопрос о пионерских ритуалах в жизни наших детей — сложный и интересный. За многие годы отработанные и отшлифованные, они очень ярки и красивы. Недаром октябрята, попавшие на сбор пионеров, так завидуют им. Недаром подтягиваются и приглашенные на праздник взрослые, увлеченные торжественностью церемонии.

Однако такие сборы бывают сравнительно редко. А повседневная пионерская жизнь — это поиски металлолома, однодневный поход, отрядная линейка, обсуждение прочитанной книги. События как будто обычные, но тем важнее их настроенность, яркость оформления, оригинальность организации.

Когда-то пионерские формы и ритуалы возникали из стремления мальчишек и девчонок к тому, чтобы их дела и затеи поразили своим размахом и задорностью всю страну. В них романтично сочетались дробь барабанов, четкий марш первых отрядов, зажигательные пионерские песни, неугомонные характеры ребят, которые не могли заниматься чем-то просто так, потихоньку. Она и сейчас никуда не исчезла — эта острая, деятельная потребность ребят облекать в яркие формы не только торжественные события, но и свою повседневную жизнь.

И снова давайте посмотрим на себя со стороны. Разве это не мы усмехаемся, узнав, что звено у сына называется не как-нибудь, а «Гренада» или «Победа». Подшучиваем над сбором «по цепочке» в шесть часов утра ради… посадки деревьев на школьном дворе. Великодушно доставляем в школьный двор целый грузовик металлолома со своей работы, чтобы дети «не пачкались где-то по задворкам».

И так, постепенно забывая себя в своем детстве, подавляем у своих детей тягу к романтике, яркости, самодеятельности. Навязываем им, считая это величайшим даром, нашу с вами взрослую реалистичность, высмеиваем игру, песню, тайну, не уважаем пионерскую символику.

Спросите у мальчишки: где проходил у них последний отрядный сбор? У костра в лесу, в цехе у шефов? И он ответит: сборы в основном у них бывают в классе и больше походят на обычное классное собрание. «Атрибутику — к доске!» — командует в таких случаях учительница, и весь классный час (иначе это не назовешь) флаговый, горнист и барабанщик маются у доски. А чаще и без них обходятся…

И однажды, придя на торжественный дружинный сбор в школу, мы заметим, что строй того отряда, где стоит сын, неровен и разболтан. И именно он, сын, такой нарядный в отглаженной вами накануне форме, толкается и хихикает…

Но не спешите обвинять ребят в недисциплинированности, равнодушии. Не могут они испытать вдруг чувство подъёма и волнения, если никогда до этого им не приходилось идти в поход под знаменем, шагать по улице со своим отрядным флажком, слышать, как горнист «по делу» трубит сигнал тревоги.

А дети жаждут настоящего, всамделишного, дорожат им. Вот группа ребят возвращается с первомайской демонстрации, неся дружинное знамя. Они могли бы надеть на него чехол и поехать на троллейбусе. Но они вышли на мостовую, поставили впереди знаменосца и его ассистентов и, построившись, двинулись четким шагом. На их песню оглядывались прохожие. А ребята шли по весенним лужам, не боясь веселого дождя.

Флаг, весна, песня, дождь, строй… Каждый ли из нас, взрослых, понимает, как важно, чтобы это было в жизни сына, дочери?

Не так уж редко приходится встречать взрослых людей в пионерских галстуках. Это не штатные пионервожатые, а люди разных профессий, занимающиеся с ребятами каждую свободную минуту — просто потому, что иначе они не могут.

Не каждому дано быть таким вожатым. Но если мы хотим быть верными лучшему в своем детстве, пионерской жизни и мечтам, если хотим, чтобы все это передалось и нашим детям, то должны помнить: эта верность обязана быть деятельной. И пусть вы будете «вожатым» только для собственных детей. Но зато уж настоящим — все понимающим, надежным, верным.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: