Стиль отношений учителя с родителями

Янв 11 2011

Стиль отношений учителя с родителями
Учитель начальных классов и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.

Формы и методы работы учителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к непосредственной работе с детьми, и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но учитель должен понимать, что многообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы. Определяющим, наряду с содержанием и методами воспитательной деятельности, является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников.

Ведущую роль в отношениях «учитель — родители» играет педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Работая с родителями, учитель постоянно оценивает ребенка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношение к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь в виду следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребенка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребенка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причем отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребенка и воспитательных воздействий родителей должны быть облечены в педагогически целесообразную, тактичную форму, только в этом случае будут достигнуты правильные отношения между педагогом и родителями.

Для установления педагогически целесообразных отношений необходимо единое понимание учителем и родителями целей и задач коммунистического воспитания, единство взглядов на развитие детей, умение видеть перспективы н трудности развития каждого ребенка. К сожалению, нередко можно наблюдать на родительских собраниях или просто в короткой беседе с отцом, или матерью ученика, что учитель спешит изложить все, чем он недоволен, что его раздражает в ребенке. Это стремление учителя понятно: не располагая временем, он хочет обратить внимание родителей, как ему кажется, на самое главное, трудное в воспитании. А у родителей впечатление получается от такого общения грустное, они думают: «Неужели учитель не разглядел, не увидел в моем сыне (в моей дочери), что он очень живой, любознательный, тянется к товарищам». В результате контакт не устанавливается, родители недоверчиво начинают относиться к учителю. Особенно плохо приходится родителям отстающих или недисциплинированных учащихся. Вместо делового обсуждения учитель начинает на собрании в присутствии многих родителей с возмущением рассказывать о таком ученике, нередко высмеивает его, а родители в это время со стыдом и горечью, а иногда и раздражением думают, что больше не придут в школу. Поэтому не удивительно, что в школу чаще и охотнее приходят родители благополучных учеников, нежели тех детей, которые требуют больших забот.

Только заинтересованность учителя в судьбе ученика, его доброжелательный тон, стремление увидеть в родителях союзника помогут найти с ними общий язык. Учителю необходимо всегда говорить родителям о сильных сторонах личности ребенка. Такой подход в работе с родителями поможет учителю легче установить контакт с ними, определить направление воспитательных воздействий.

Учитель не столько утверждает, сколько советует, договаривается с родителями, как они вместе будут действовать по отношению к ребенку. Необходимо, чтобы родители знали о всех успехах и продвижении ученика, будет ли это касаться успехов в учении, в поведении или в отношениях с товарищами. Таким образом, родители будут убеждаться в том, что общие усилия дают положительный результат.

Стиль отношения педагога к родителям представляет собой устойчивую систему методов и средств работы, основанную на определенных принципах воспитательных воздействий на ребенка. И педагогу и родителям необходимо подходить к каждому школьнику с оптимистической верой в то положительное, что в нем есть, что можно развить. Помочь ребенку поверить в свои силы — задача учителя и родителей. Эта вера в себя и делает школьника субъектом воспитания, когда он сам постепенно начинает ставить перед собой различные задачи и находить средства их решения. Характерной чертой гуманистического стиля отношений педагога и родителей является полное доверие друг другу и искренность. Родители должны быть уверены, что любое их сомнение, тревога или оценка поведения и наклонностей ребенка, высказанные учителю, не будут использованы во вред их сыну или дочери. И учитель и родители должны уметь хранить тайны, доверенные им детьми. Взрослые люди, в интересах самого ребенка, могут рассказать друг другу об этих тайнах. Но важно, чтобы сам ребенок об этом не знал.

Отношения между учителем и родителями могут оказывать существенное влияние и на другие отношения. Если отношения учителя и родителей не складываются удачно, то, к сожалению, иногда учитель переносит свою неприязнь и на ребенка. Это грубая педагогическая ошибка, и при таком положении дел нельзя надеяться на положительные результаты в воспитании детей. Или другая сторона: учитель и ученик в какой-то период не находят общего языка. Родители, вместо того чтобы разобраться в существе возникших противоречий, встают на сторону своего ребенка, винят во всем учителя и тем самым разрушают и свои отношения с ним.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: