Труд — основа человеческой жизни

Дек 14 2010

Труд — основа человеческой жизни
В процессе изучения других учебных предметов учащиеся получили достаточно полное представление о роли труда в жизни человека. Однако в настоящем курсе важно отметить органическую связь трудовой и семейной жизни людей.

Занятие целесообразно начать с выяснения того, как учащиеся понимают выражение «трудовая атмосфера семьи». Отталкиваясь от их высказываний, следует вновь кратко подчеркнуть значение труда для развития человеческого общества (труд — источник прогресса человеческого общества и развития личности и т. д.).

Далее важно показать роль труда в жизни семьи. Поскольку семья является ячейкой общества, она также непосредственно связана с трудом как в своих собственных интересах, так и на благо общества. В этом смысле семью можно назвать трудовой ячейкой общества. «Без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романическая химера» — утверждал К. Д. Ушинский.

Труд для каждой семьи, для всех ее членов служит прежде всего источником материального благосостояния. Хотя основу семьи в социалистическом обществе составляет в первую очередь взаимная любовь мужчины и женщины, для ее нормального функционирования, естественно, необходимы соответствующие материальные условия: наличие жилой площади, обстановки, предметов быта и т. п., а также средств к существованию. Совершенно очевидно, что все это можно иметь прежде всего благодаря личному общественно полезному труду. Обращаясь к молодежи, В. А. Сухомлинский предупреждал:

«Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу»

Однако следует заметить, что молодые люди, собирающиеся вступить в брак, далеко не всегда задумываются об этой прозаической стороне дела. Будущая супружеская жизнь рисуется им в самых розовых красках и представляется порой как беззаботное и счастливое совместное времяпрепровождение. Реальная жизнь сурово опровергает эти иллюзии, убедительно показывает, что для благополучия молодой семьи требуется материальная база, которая может быть создана лишь в результате трудовых усилий обоих супругов.

Производительный труд на общую пользу помимо материального обеспечения приносит большое нравственное удовлетворение. Жизнь трудящегося человека, вносящего свой вклад в общее дело, имеет высокий смысл, жизнь же, прожитая только для себя, немногого стоит. Производя духовные и материальные ценности, человек делает жизнь лучше, буквально украшает мир. Все это дает ему законное основание чувствовать себя нужным другим людям, обществу, ощущать себя полноценным гражданином. А это великое чувство.

Добросовестный труд вызывает естественное уважение товарищей по работе, членов семьи, всех окружающих. Высокая оценка рабочего человека на производстве, его активная гражданская позиция положительно сказываются на трудовой атмосфере семьи: другие ее члены не могут себе позволить недобросовестности, лени в атмосфере организованности, бодрости, оптимизма, ответственности.

Наконец, само существование любой семьи тесным образом связано с необходимостью повседневного домашнего труда. Здесь можно обратиться к учащимся с просьбой назвать известные им виды труда в домашнем хозяйстве. Опираясь на их ответы, учитель резюмирует: чтобы жить и работать, человеку нужно питаться, надо содержать в порядке и чистоте свое жилье, одежду и т. д.; все это неизбежно предполагает покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку квартиры, стирку и много других самых разнообразных дел, которые, как правило, выполняют сами члены семьи. Особую заботу и большой труд старших составляет уход за детьми и их воспитание.

К сожалению, бывает, что молодые люди, вступая в брак, не придают большого значения предстоящему бытовому труду в семье, а нередко и просто не приучены к нему. Их родители в свое время не позаботились об этом, и в результате молодая жена не умеет сварить суп, заштопать носки, а юный супруг не в состоянии прибить вешалку как следует или починить электровыключатель… Ясно, что подобная неумелость создаст в совместной жизни много неудобств, приводит к унизительному чувству беспомощности и отнюдь не украшает человека. Конечно, в подобных случаях не приходится говорить о трудовой атмосфере семьи. Чаще всего в таких семьях постепенно возникает неудовлетворенность молодых супругов друг другом, ведущая к недовольству, раздражению, конфликтам.

В ходе занятия целесообразно особо выделить мысль о том, что вообще нормальный, здоровый человек должен уметь по возможности делать все, что необходимо, именно это обеспечивает его действительную самостоятельность, независимость, а также готовность и способность оказать помощь другому. В таком случае не будет проблем и в ведении домашнего хозяйства.

Правда, следует отметить, что причиной недоразумений и конфликтов в молодой семье может быть не только неумелость жены или мужа, но и просто нежелание выполнять ту или иную домашнюю работу. До вступления в брак молодые люди порой обещают друг другу, как говорится, золотые горы, а после свадьбы молодой жене не хочется даже почистить картошку, выстирать рубашку, а мужу лень сходить в магазин за хлебом или поработать с пылесосом.

В данном случае каждый из супругов должен отчетливо понимать, что их домашние дела никто за них не сделает и нежелание работать для семьи одного неизбежно обернется дополнительной нагрузкой на другого. А это не только несправедливо, но и чревато всякими семейными неприятностями.

Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи, конечно, с учетом реальных возможностей каждого. Особенно это касается мужчин, которые нередко под разными предлогами стараются избежать любого бытового труда, цепляясь за отжившие традиции, считают его уделом женщин. Давным-давно, когда мужчина был единственным «добытчиком» в семье, роль женщины действительно сводилась в основном к ведению домашнего хозяйства. Однако сейчас женщина наравне с мужчиной активно участвует в производительном труде и общественной жизни, порой зарабатывая не меньше, а то и больше своего мужа; поэтому совершенно очевидно, что и муж, в свою очередь, обязан вместе с женой на равных делить все домашние дела и заботы.

В связи с этим можно рассмотреть с учащимися следующую довольно типичную ситуацию. Молодой муж пришел с работы и в ожидании ужина принялся читать газету. Тем временем жена, также вернувшаяся с работы, побежала в магазины за продуктами, а возвратившись, стала накрывать на стол. После ужина муж сел смотреть телевизор, а жене пришлось готовить обед на следующий день. Свидетельствуют ли эти факты о наличии трудовой атмосферы в данной семье? Может ли подобное «распределение» обязанностей по ведению домашнего хозяйства способствовать укреплению семьи?

Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи, добросовестный труд каждого имеют чрезвычайно важное значение для воспитания детей. Любой родитель мечтает вырастить своего ребенка хорошим человеком — честным, добросовестным, справедливым, умелым, самостоятельным и т. д. Пример повседневного отношения отпа и матери к домашним делам играет большую роль в формировании этих качеств у детей. Будучи невольным свидетелем постоянного доброго сотрудничества отца и матери во всех, делах по хозяйству, их взаимопомощи, ребенок естественно воспринимает это как норму, как образец для подражания.

В таких случаях ребенок, как правило, и сам стремится принять посильное участие в совместной работе, внести свой вклад в общее дело. Благоразумные родители не только поощряют подобное стремление сына или дочери, но и всячески тактично стимулируют его, предлагая или поручая доступные задания, всемерно вовлекая в коллективный труд, оказывая необходимую помощь показом и советами.

Вовлекая детей в домашний труд, нужно соблюдать определенное правило: следует поручать детям какое-то дело от начала до конца, какую-то постоянную обязанность, а не «дергать» их мелкими единичными поручениями, от которых морально устают и родители и дети. Приведем пример.

У рабочего подмосковного совхоза И. В. Миронцева четверо детей: старшему сыну Виктору — 14 лет, Николаю — 12, Михаилу — 9, а дочери Любе — 6. И каждый из них имеет свои обязанности. Виктор приносит воду, вместе с отцом пилит и колет дрова, когда надо, помогает готовить уроки третьекласснику Мише. Николай ходит в магазин за хлебом и другими продуктами, следит за Любой, ухаживает за ней. Миша кормит кур, летом помогает пропалывать огород, следит за чистотой у дома. А Люба тоже не бездельница: она заботится о том, чтобы ее куклы и другие игрушки были на своем месте, помогает матери накрывать на стол, поливает цветы на подоконниках. И старшие и младшие вместе заготавливают сено (эспарцет возделывают для получения сена, зеленой массы и травяной муки), убирают картошку. В семье царит настоящая трудовая атмосфера, которая помогает всем ее членам дружно и хорошо жить.

Подрастая, дети берут на себя все более сложные и ответственные обязанности по ведению домашнего хозяйства. В результате они реально помогают родителям, своей семье и одновременно вырабатывают у себя полезные навыки и привычки, которые пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни.

Таким образом, трудовая атмосфера семьи формируется постепенно. Добросовестный труд всех членов семейного коллектива как для общества, так и для собственной семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Со своей стороны, нравственные, спокойные отношения в семье, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, служат интересам производительного труда родителей, учебы детей.

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: