Труд, учение, игра в жизни людей

Дек 31 2010

Труд, учение, игра в жизни людей
Труд. Труд создал человека. Именно в труде и для труда возникли и развились в ходе истории человеческие чувства, воля, человеческое познание мира. Труд — основной вид человеческой деятельности, имеющий решающее значение и для общества в целом, и для каждого отдельного человека. Через свой труд человек входит в общество, создает необходимые всем людям материальные и духовные ценности — одежду, дома, машины, книги, картины и многое другое. Создание общественно полезных вещей (продуктов труда) — главный признак труда, отличающий его от других видов деятельности.

В труде и для труда возникли человеческие формы общения, п совместном труде люди начали объединяться между собой, вступать в определенные отношения. В нашем обществе труд является преимущественно коллективным. Труд для людей и труд вместе с людьми — две стороны его общественной природы.

Труд, как и всякая другая деятельность, характеризуется, прежде всего, его мотивами и целями. Цели труда определены потребностями общества в целом, тем, в каких ценностях оно нуждается. Это касается не только широко распространенных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, но и труда и науке, искусстве. Во всех случаях — это создание продуктов труда, нужных обществу. А вот мотивы, которыми люди руководствуются в труде, могут быть очень разными. Они прямо зависят от устройства общества, в котором живет и трудится человек. В социалистическом обществе основной мотив труда основан на понимании его истинного значения для людей. Это — стремление принести пользу обществу, сделать жизнь всех людей лучше, счастливее. Воспитание такого мотива составляет главное содержание воспитания коммунистического отношения к труду. Существенное место занимает в мотивах труда и любовь к своему делу, получение удовлетворения от самого процесса труда и его результатов. Наибольшее удовлетворение приносит людям творческий труд, в процесс которого включена постановка новых целей, поиск новых средств и способов их достижения. Употребление термина «труд» в психологии следует отличать от его бытового употребления, когда трудом называют всякую деятельность, на выполнение которой затрачиваются усилия. Так, часто говорят: «Учебный труд». С точки зрения научной психологии это выражение бессмысленно: учебная деятельность — особый вид деятельности, существенно отличающийся от труда,

Учение. Всякий труд включает использование определенных знаний, умений, навыков. Ему необходимо научиться. Если труд примитивен, не требует применения сколько-нибудь сложных средств (орудий) и способов, учение может происходить в самом его процессе: впервые берясь за какое-либо дело, человек в самом ходе его выполнения постепенно приобретает необходимые знания и навыки. Таким путем можно, например, научиться печатать на пишущей машинке. Но в наше время это скорее исключение, чем правило.

Другое дело — далекое прошлое. Судя по данным этнографии и истории, на заре человечества учение не было отделено от труда. И даже значительно позднее многие виды труда усваивались в процессе его выполнения. В средние века ремесленники имели учеников, которые, хотя и назывались так, на самом деле не учились, а работали, вначале выполняя более простую, потом все более сложную работу, и овладевали ремеслом именно в процессе труда.

Учение начало отделяться от труда и превращаться в самостоятельный вид деятельности по мере того, как усложнялся труд, начинал требовать достаточно длительной специальной подготовки и возрастал уровень общей человеческой культуры — тех знаний и умений, которые нужны любому человеку в любом виде труда. В конечном счете подготовка подрастающих поколений к труду начала осуществляться в виде целенаправленного, систематического обучения.

Деятельность учащегося в процессе обучения (или самообучения), специально направленная на усвоение знаний, умений и навыков, называется учебной деятельностью. Главное, что характеризует учебную деятельность, — ее цели, которые состоят именно в усвоении, а не в достижении практического результата.

Поскольку учение, усвоение знаний, умений и навыков может проходить в разных видах деятельности, следует различать, когда речь идет об учебной деятельности, а когда о других формах учения. В обыденном словоупотреблении это не различается. С точки зрения научной психологии человек может выполнять учебную деятельность только при условии, что он не только участвует в процессе организованного обучения, но и умеет учиться.

Игра. Подобно учению игра возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду. Играющие дети напоминают играющих детенышей животных. Ребенок укачивает куклу, котенок гоняется за клубком шерсти и т. д. Но это — чисто внешнее сходство. Играющий ребенок представляет себе, что кукла — это младенец, котенок же вовсе не видит в клубке шерсти чего-то похожего на мышь. Просто ему от рождения свойственны «охотничьи» движения, которые могут проявляться по отношению к любому подходящему по величине предмету.

Когда-то совсем маленькие дети участвовали в труде вместе со взрослыми, выполняя посильную для них работу. Знаменитый русский ученый и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, изучавший жизнь папуасов на Новой Гвинее в то время, когда там еще существовали примитивные, первобытные орудия и виды труда, описывал, например, обработку почвы, в которой принимают участие мужчины, женщины и дети. Мужчины большими заостренными кольями поднимают глыбы земли. За ними на коленях движутся женщины и деревянными лопатками размельчают землю. А сзади следуют дети разного возраста, которые растирают землю руками.

Прямое участие маленьких детей в общем труде стало невозможным, когда усложнились орудия и способы труда. Взрослые стали делать для детей уменьшенные (но настоящие) орудия (луки и стрелы, копья, арканы и др.), и дети, подражая взрослым, тренировались в их использовании. Появились игры-упражнения, сочетавшие в себе игру, учение, а порой и труд (ребенок мог из маленького лука подстрелить маленькое животное и употребить его в пищу).

Дальнейшее усложнение труда и применявшихся в нем орудий вело к тому, что уменьшенные копии последних сохраняли только внешнее сходство с оригиналом, но не могли использоваться по назначению (из маленького лука можно стрелять, а при помощи игрушечного ружья можно только изображать стрельбу). Игра начала отделяться от учения и труда. Наступил период в жизни детей, когда они уже не могли ни прямо участвовать в жизни взрослых, ли даже тренироваться в тех трудовых действиях, которые нужны взрослому. И основной деятельностью детей в этот период стала сюжетно-ролевая игра, суть которой состоит в изображении жизни взрослых, их действий и взаимоотношений. Такое изображение имеет свой особый смысл. В сюжетно-ролевой игре дети не готовятся к какому-либо конкретному виду труда, не овладевают необходимыми для него умениями. «Укачивая» куклу и «укладывая ее спать», девочка не научится ухаживать за младенцем, а, «измеряя» палочкой температуру «больному», мальчик не подготовится к профессии врача. Зато, разыгрывая роли взрослых, изображая их поведение в разных ситуациях, дети начинают проникать в смысл жизни взрослых, усваивать представления о правилах поведения людей в обществе. Медицинский портал Украины актуальная и достоверная информация о всех медучреждениях, производителях, аптеках и врачах.

Конечно, дети могут брать на себя в игре не только роли взрослых людей, но также и роли животных и даже механизмов (изображать едущую машину, летящий самолет). Это случается, однако, сравнительно редко и не меняет основного значения сюжетно-ролевой игры.

Кроме сюжетно-ролевой игры существуют и другие виды игр: подвижные, дидактические, спортивные и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой скорее по названию, чем по сути, и имеют другое значение и происхождение.

Основные цели сюжетно-ролевой игры состоят в выполнении взятой на себя роли, изображении соответствующих ей действий.

Главным мотивом сюжетно-ролевой игры служит стремление «быть таким, как взрослые», пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Наряду с этим важное мотивирующее значение имеет удовольствие, которое ребенок получает от самого процесса игры, придумывания и разыгрывания новых ситуаций. Наиболее привлекательными здесь являются включенные в игру моменты фантазии, творчества.

Нет ответов пока » Воспитание школьников, Общая психология, Организационная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: