Трудолюбие — важнейшее качество гражданина и семьянина

Дек 14 2010

Трудолюбие — важнейшее качество гражданина и семьянина
В процессе занятия следует показать учащимся, что необходимым условием создания трудовой атмосферы семьи является любовь к труду как со стороны старших, так и младших.

Трудолюбие формируется с раннего детства — вначале на основе естественного подражания, стремления ребенка к осуществлению своих замыслов и намерений в игре или другой деятельности, под влиянием примера окружающих, а позднее — в результате осознания смысла труда в жизни человека, для реализации его целей и идеалов.

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит родителям, семье. К. Д. Ушинский справедливо писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.

С первых месяцев своей жизни ребенок имеет возможность наблюдать за разносторонней деятельностью старших; хотя сначала и неосознанно, но усваивает, что без труда не может быть и никаких результатов. По мере того как ребенок подрастает, овладевает двигательными и другими умениями и навыками, родители начинают приучать его к элементарному самообслуживанию и посильному труду. На первых порах это самые простые дела: положить свои игрушки на место, принести что-то старшим. В дальнейшем трудовые дела ребенка постепенно усложняются: он приучается самостоятельно умываться, одеваться, убирать свою постель.

Если родители специально преследуют цель воспитывать малыша в труде, уделяют этому внимание и время, спокойно и терпеливо показывают ему, что и как надо делать, то ребенок воспринимает такое приучение охотно и как вполне естественное занятие. Этому в большой мере способствует свойственное всем детям желание подражать взрослым, а также стремление к самостоятельности. Уже к трем годам часто можно слышать от ребенка выражение «я сам», которое подкрепляется настойчивыми попытками выполнить то или иное дело. В этих случаях важно не отбить у малыша охоту к самостоятельным действиям, помочь ему или тактично переключить его интерес на более доступные занятия.

Во многих семьях, где царит действительно трудовая атмосфера, детей с дошкольного возраста привлекают к посильному бытовому труду. Это может быть мытье посуды, участие в уборке квартиры, уход за комнатными растениями и многое другое. Учитывая возможности ребенка, родители подробно объясняют ему смысл и характер работы, помогают, когда требуется, проявляют снисходительность при неудачах, поощряют успехи и достижения. Важно с раннего детства внушать сыну или дочери, что в семье все должны помогать друг другу, каждому надо делать то, что он может, чтобы всем было хорошо. В этом отношении полезно закрепление за каждым членом семьи вполне определенных постоянных трудовых обязанностей, как об этом говорилось выше.

С поступлением ребенка в школу у него появляется новая ответственная обязанность — учение. Это серьезный и нелегкий труд, требующий больших волевых, умственных да и физических усилий. Однако если еще до школы ребенок приобрел привычку добросовестно выполнять любое порученное дело, доводить его до конца, если он вообще любит и умеет трудиться, то все это поможет ему успешно учиться в школе.

Вместе с тем школьное учение не должно служить поводом для освобождения детей от домашних обязанностей и дел. Большую ошибку допускают те родители, которые, определив ребенка в школу, считают, что теперь его долг только учиться. Конечно, учение для школьника является важнейшим делом, но и семейные заботы, общие дела по домашнему хозяйству — без ущерба для учебных занятий — должны найти свое место в его режиме дня. При этом важно добиваться, чтобы не было разделения на «женский» и «мужской» труд, чтобы мальчик не считал для себя зазорным и сходить в магазин, и пришить оторванную пуговицу, и починить сломанный табурет, и постирать носки. Постоянное носильное участие в бытовом труде поддерживает и развивает привычку трудиться на благо всей семьи, содействует формированию черт будущего семьянина.

В связи с рассмотрением вопроса об участии школьников в бытовом труде семьи учителю целесообразно поинтересоваться, что конкретно и систематически делают в этом плане учащиеся в своих семьях. Их ответы дают возможность сравнить объем и характер участия в ведении домашнего хозяйства юношей и девушек, сопоставить вклад в это старших и младших и сделать тактичный вывод о наличии или отсутствии в той или иной семье трудовой атмосферы.

Трудолюбие как качество личности имеет чрезвычайно большое значение для всех сторон жизни человека — ив детстве, и в юности, и в зрелом возрасте. Воспитанное с первых лет, оно развивает способности, помогает в школьном учении, в подготовке к самостоятельной жизни и труду, создает реальные предпосылки для благополучной семейной жизни, дает возможность достигнуть успехов в избранной профессии. Это ценное качество предполагает. не только любовь и привычку к физическому и умственному труду, но и уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда, как своего собственного, так и других, стремление умножать своим трудом богатства Родины.

Следует особо подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, в котором заинтересован не только сам человек, но и общество. Ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему же он способен, т. е. добровольно ограничить своо развитие. А такие потери — невосполнимы.

Возвращаясь к домашнему труду, заметим, что все многочисленные заботы по дому и хозяйству ложатся на плечи главным образом старших членов семьи — жены и мужа. Естественно, что при наличии ответственности, трудолюбия, у супругов бытовой труд выступает не только как необходимость, но и как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей.

Ведение домашнего хозяйства, стимулируемое чувством любви и заботой о благополучии близких, не воспринимается как неприятная обязанность, а приносит удовлетворение, позволяет проявлять выдумку, находчивость, изобретательность в работе, т. е. создаст условия для творческого отношения к бытовому труду.

Работа ио домашнему хозяйству весьма многообразна: покупка продуктов и различных товаров широкого потребления, приготовление пищи, содержание в чистоте посуды, уборка помещения, уход за одеждой, включая чистку, починку, стирку, глажение, а также за обувью, несложный ремонт бытовой техники, комнатное цветоводство, труд на садово-огородном участке, уход за домашними животными и др. Правда, в настоящее время с каждым годом расширяется сфера бытового обслуживания, увеличивается число коммунальных услуг населению как в городе, так и в деревне. Тем не менее на долю семьи все равно приходится немало домашних дел. И вполне естественно, что ответственность и нагрузка супругов значительно возрастают, когда в семье появляется ребенок.

Совершенно очевидно, что если молодые люди в своих родительских семьях воспитывались правильно, если им привили любовь к труду и необходимые трудовые навыки, если юноша и девушка понимают неизбежность и значение бытового труда, то после заключения брака у них в этом отношении не возникнут трудности. Молодожены сумеют распределить между собой домашние обязанности с учетом возможностей и склонностей каждого, четко и плодотворно организовать совместную работу, будут испытывать радость от сознания своей полезности для любимого человека, для семьи.

В противном случае, когда жених и невеста или кто-то из них не подготовлен должным образом к ведению домашнего хозяйства, ясно, что для создания нормальной семейной жизни им придется срочно наверстывать упущенное — общими усилиями, с помощью своих родителей и других старших овладевать навыками бытового труда. И здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т. е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым и инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга или супруги.

Трудолюбие предполагает определенную культуру труда, в том числе и домашнего. Это значит, что, выполняя какую-либо работу по домашнему хозяйству, важно стараться сделать ее не только быстро, но и хорошо, красиво, аккуратно, проявляя смекалку, по возможности внося элементы рационализации. Всс это содействует тому, что бытовой труд приобретает привлекательность, становится в известной мере творчеством, входит органической частью в повседневную жизнь и деятельность человека. В связи с этим учитель может попросить учащихся привести известные им примеры рационализации бытового труда.

Если человек действительно трудолюбив, это ценное качество естественно проявляется во всех сферах и видах его деятельности. Конечно, особое значение оно имеет в процессе труда на производстве. Трудолюбивый работник, получая удовольствие непосредственно от самого процесса труда, испытывает большое моральное удовлетворение, внутренне спокоен, уверен в себе. Ясно, что все это положительно сказывается на настроении человека, его отношении к окружающим. Такие люди, как правило, жизнерадостны, оптимистичны, они одним своим присутствием создают атмосферу приподнятости, праздничности, что, разумеется, влияет и на общую атмосферу семьи, воспитание детей. Именно в подобных семьях нередко существуют трудовые династии, когда дети выбирают профессии своих родителей и даже работают с ними на одних и тех же предприятиях.

Высокая сознательность и активность, трудовой энтузиазм, свойственные таким семьям, находят свое выражение не только в пределах собственной квартиры или дома; трудолюбивые и энергичные люди выступают застрельщиками и организаторами общественно полезного труда по месту жительства, тем самым распространяя трудовую атмосферу своей семьи на соседей и других окружающих. В результате благотворное влияние таких семей выражается не только в благоустройстве своего двора или микрорайона, но имеет и большое воспитательное значение, вносит вклад в совершенствование человеческих отношений.

Нет ответов пока » Профориентация, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: