Учесть противоречия развития. Часть 1

Янв 14 2012

Учесть противоречия развития
Итак, активность нейроэндокринной системы в ходе полового созревания нарастает как бы «сверху вниз» — от центра к периферии: первой проявляет себя центральная нервная система, затем гипоталамус и гипофиз, и лишь через некоторое время наступает очередь и других эндокринных желез; еще позже происходят вызываемые ими сдвиги.

Это важный момент: любая система управления хорошо действует лишь в случае, если ее центры сразу же получают отчет о том, как выполняются их «команды». Получая необходимые сведения о том, что произошло, центры в состоянии усилить или умерить собственную активность. Если же центры остаются в «неведении», их активность может оказаться большей или меньшей, чем нужно. При этом возможны различные отклонения в состоянии организма.

Для первого этапа полового созревания (по возрасту это соответствует IV, V, VI классам) как раз и характерно это положение: активность центров нарастает, но еще не наступила перестройка в деятельности половых желез, не произошли сдвиги в общем состоянии организма (на это требуется довольно много времени). В результате центральная нервная система, гипоталамус и гипофиз находятся в состоянии большей активности, чем это необходимо, а нередко и в перевозбужденном состоянии. Как же конкретно это проявляется?

С одной стороны, налицо признаки большей ее зрелости. В частности, подростки в большей степени, чем младшие школьники, способны к самоконтролю, вообще к критическому отношению к себе и окружающим. Без возрастания зрелости высших отделов мозга это было бы немыслимо. Вместе с тем в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением, и поэтому подростки чрезмерно (и к тому же не всегда верно) реагируют на внешние воздействия — на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления окружающего мира.

В нормальных условиях между силой раздражителя и ответом на него нервной системы существует определенная зависимость, имеющая возрастные и индивидуальные особенности. В подростковом возрасте эта зависимость нарушается, и связано это с повышенной возбудимостью центральной нервной системы. Реакции и по силе, и по характеру не соответствуют вызвавшим их раздражителям. И получается, например, что сильные и слабые раздражители могут вызывать одинаковую по силе ответную реакцию. Может быть и по-другому: сильные раздражители вообще не вызывают ответа, а на слабые реакция есть. Дело в том, что нервная система временно оказывается вовсе не способна к ответу на сильный раздражитель — он ее приводит в состояние торможения (так что реакции нет); слабый же раздражитель всего этого не вызывает, и поэтому на него реакция сохраняется. Наконец, может быть такое состояние центральной нервной системы, когда раздражитель вообще вызывает неожиданную, чаще отрицательную (негативную) реакцию.

Все эти состояния нервной системы выражаются в некоторых особенностях поведения подростков. Эти особенности приходится наблюдать едва ли не каждому взрослому, но не всегда верно эти особенности понимаются и оцениваются.

Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке — будь она хорошая или плохая. Именно в этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувственным», «равнодушным» ко всему, что ничто его не волнует и не радует…

Другой подросток (или тот же подросток в другое время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущается из-за пустяка, — например, не найдя на месте какой-то своей вещи («Я же клал ее сюда!»).

Наконец, нередки у подростков и проявления негативизма — на просьбу или предложение взрослого сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем нередко в грубой форме; он идет наперекор справедливым требованиям (кстати, справедливость которых он и сам сознает). Через некоторое время он, возможно, будет раскаиваться в своей несдержанности или грубости, в том, что владеет собой недостаточно.

У девочек, заметим, в большей мере выражены нарушения эмоционального плана — они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть спокойно на месте, вертят что-нибудь в руках).

И у мальчиков, и у девочек нарушается координация движений, причем, разумеется, в большей степени у мальчиков, так как у них происходит особенно сильное «вытягивание», они больше вырастают, чем девочки. Отсюда меньшая точность движений, общая «угловатость». И у мальчиков, и у девочек хуже становится почерк, больше описок, исправлений, наклон букв то один, то другой. Подростки дают немало поводов для упрека в «неловкости»: то свалил что-нибудь, то на что-нибудь наткнулся, на кого-то налетел. Если прибавить к этому и стремление подростка к чему-нибудь прислониться, опереться на что-нибудь (связанное с недостаточной его выносливостью), станет ясно: у взрослых немало поводов для критического к нему отношения. Сколь основательны эти доводы, судите сами.

Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует он на обращения взрослых. И вот, не получив ответа на свой вопрос к подростку или ожидая его слишком долго, взрослые нередко сердятся и начинают упрекать подростка: «Ты что — глухой?» В школе ответы подростков на вопросы учителя становятся более скудными, однозначными, для получения исчерпывающего ответа приходится задавать им дополнительные вопросы, как бы «вытягивать» из них ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях, и в соответствии с таким впечатлением ответы подростка педагогами и оцениваются (и эта оценка часто оказывается неверной именно из-за недопонимания взрослыми особенностей его состояния).

На первом же этапе полового созревания выявляется и недостаточно высокая работоспособность подростков. Если за это время продуктивность работы школьников возрастает примерно на 60%, то качество работы повышается не более чем на 10%, т. е. значительно отстает от продуктивности. А нередко оно вообще снижается. Одновременно возрастает процент ошибочных действий (у девочек это наблюдается примерно в 12 лет, у мальчиков — в 13 — 14 лет).

Наряду с этим подростки и больше утомляются. Утомление наступает так: сначала появляется двигательное беспокойство (так как нервные центры уже не в состоянии затормозить нежелательные движения, в которых и начинает проявляться повышенная возбудимость нервной системы); затем наступает сонливость, дремота или, напротив, сильное возбуждение. Ясно, что все это неблагоприятно отражается как на успеваемости, так и на поведении. Однако взрослые должны учитывать, что в это состояние подросток попадает не по своей вине и не по своей воле, что он, далее, часто и не осознает этого своего состояния, — а вправе ли мы требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке?

Ко всему этому следует добавить и отклонения соматического характера, которые особенно выражены именно сейчас, в период усиленного роста. В основе этих отклонений лежат две причины: первая — нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая — организм не получает в достатке различных веществ, необходимых ему в период бурного роста.

Пример действия первой причины — так называемые ортостатические обмороки: если подросток нагнется, а затем быстро выпрямится, он может испытать головокружение, у него потемнеет в глазах, даже обморок может случиться. Дело в том, что та регуляторная система, которая поддерживает постоянное артериальное давление в любых положениях тела, у подростков временно отстает в своем развитии (слишком быстро увеличиваются продольные размеры тела) и поэтому срабатывает с запаздыванием. Отсюда и описанные признаки анемизации (обескровливания) головного мозга.

Пример действия второй причины — частые у подростков нарушения осанки, искривления позвоночника из-за нехватки минеральных солей, которых нужно так много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета. Наблюдаются у подростков и проявления гиповитаминоза, малокровия — бледность, не совсем здоровый цвет лица. Поэтому болезни, случающиеся в это время, чаще принимают затяжное течение, самочувствие чаще бывает плохим, чем до или после этого этапа полового созревания.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: