Учесть противоречия развития. Часть 2

Янв 14 2012

Учесть противоречия развития
К нарушениям, связанным со сбоями в управлении процессами, происходящими в организме, относятся, в частности, периодические повышения температуры: терморегуляция нарушается из-за того, что гипоталамус, отвечающий за нее, работает с большой нагрузкой. Чаще такие нарушения бывают у девочек в период, предшествующий первой менструации. Повышения температуры кратковременные, но довольно значительные. На протяжении суток температура может подскакивать несколько раз на 1 — 2°, затем она сама по себе снижается… У некоторых подростков наблюдается и довольно стойкое умеренное повышение температуры (субфебрилитет) из-за излишнего повышения функции щитовидной железы.

Именно с указанными особенностями состояния организма школьников связаны и особенности их успеваемости в V — VI классах. Наблюдения и исследования показывают: с одной стороны, возможности учащихся, в общем, непрерывно нарастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность школьников, расширяется круг их интересов, стремлений; вместе с тем именно в этом возрасте происходят такие изменения в физиологической сфере, которые делают нарастание учебных возможностей менее заметным, чем в предшествующей и последующей возрастных группах, — иными словами, приходится считаться с известным замедлением нарастания учебных возможностей.

Второй этап полового созревания (старшие подростки, VII — VIII классы). Половые железы начинают, наконец, вырабатывать половые гормоны в количестве, соответствующем степени активности гипоталамуса и гипофиза. Обратная связь между нервными центрами и половыми железами становится эффективной. Результат — благоприятные сдвиги как в состоянии центральной нервной системы (оно теперь значительно более уравновешенное), так и в общем самочувствии подростка.

Половые гормоны влияют на все клетки тела без исключения, но можно выделить два направления этого их влияния. Во-первых, под влиянием половых гормонов у мальчиков и девочек начинают развиваться вторичные половые признаки, во-вторых, половые гормоны оказывают особое действие на нервные центры. Хотя центральная нервная система и является высшим регулирующим органом, но и на нее половые гормоны оказывают свое действие.

Растет интерес подростка к представителям другого пола, усиливается половое влечение. Информация сексуального характера становится для подростка значимой, важной. Если раньше она как бы проходила мимо, не затрагивая его (ее) или почти не затрагивая, просто как некое отвлеченное знание, то теперь такая информация замечается, накапливается, сопоставляется. Возникает своеобразная система представлений. Например, вторичные половые признаки начинают оцениваться именно как таковые, как половые признаки, а не просто как особенности внешности среди прочих; по-особому воспринимаются особенности полового поведения.

В результате всего этого изменяется состояние, самочувствие, настроение подростка. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Для этого есть и определенные физиологические основания. Как отмечалось выше, под влиянием половых гормонов растет масса мышц, повышается их сила и работоспособность. Более упорядоченное, уравновешенное состояние центральной нервной системы обеспечивает большую способность к умственным и физическим усилиям.

Если младшие подростки нуждаются прежде всего в щадящем режиме, в том, чтобы были предотвращены различные перегрузки, если нарушения ими дисциплины связаны с тем, что они быстро утомляются и легко впадают в раздражительность, то старшим подросткам в первую очередь нужна правильная организация их деятельности; дисциплину они чаще всего нарушают потому, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.

Отдельно следует остановиться на некоторых особенностях психического состояния подростков в ходе полового созревания в целом. Оценивать его следует с учетом того обстоятельства, что подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик, как девочка. В связи с этим происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия подросток начинает вкладывать новый смысл, видит многое уже по-другому. И в этот же именно период с ним происходят значительные внешние изменения. При этом важно, что подростки уже способны достаточно заинтересованно относиться к своей внешности, а смысл происходящих с ними изменений им далеко не всегда понятен, и далеко не всегда поэтому такие изменения представляются подросткам желательными.

В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности; у подростков нередко возникает чувство своеобразного внутреннего протеста против происходящих изменений внешности, тем более что они не всегда столь уж и благоприятны; во всяком случае не сразу можно увидеть их окончательный результат. Как говорилось выше, подростки некоторое время бывают нескладными, неуклюжими, недостаточно координированными

В отдельных случаях протест против этих изменений может достигать болезненной степени, выражаясь, например, в так называемой нервной анорексии (т. е. в отказе от пищи).

Чаще она наблюдается у девочек. В основе этого лежит, во-первых, большая впечатлительность девочек; во-вторых, больший, как правило, объем знаний их о себе, большее внимание к своей внешности, самочувствию и ощущениям; в-третьих, тот факт, что половое созревание у них начинается раньше, чем у мальчиков, и поэтому они не имеют такой же возможности для правильной оценки этого явления, как мальчики, у которых всё происходит на полтора-два года позже и которые получают более трезвое и правильное представление о половом созревании хотя бы потому, что наблюдают за изменениями, происходящими с девочками.

Иногда девочки настолько чувствительны к любым критическим замечаниям об их внешности, что нервная анорексия может развиться буквально из-за пустяка, разумеется, при подходящем складе личности. Например, это может быть замечание об излишней полноте. При анорексии наблюдается упорный отказ от еды, и может наступить действительное истощение организма, резкая потеря веса. Однако все же случаи нервной анорексии не часты. Значительно чаще наблюдаются просто нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, угнетенность.

Неоднородность периода полового созревания дала основание некоторым исследователям выделять в нем две фазы — негативную и позитивную. Первая соответствует периоду, охватывающему младший и средний подростковый возраст, вторая — старший подростковый возраст. Объективно наблюдаемые явления и самочувствие подростка во время негативной фазы соответствуют сказанному выше о первом этапе полового созревания; позитивная фаза связана со вторым этапом. Выделение этих фаз оправданно, однако, подчеркнем снова, неоправданным был бы вывод о якобы принципиальной кризисности подросткового возраста. Действительно, для этого возраста могут быть характерны нарушения самочувствия, настроения, различные отклонения в поведении, однако оценивать их следует с учетом особенностей тех сдвигов в физиологических системах, которые меняют характер реакции подростка на окружающее.

Никакой принципиальной кризисности в подростковом возрасте нет. Вместе с тем большая ранимость подростка, временная физическая ослабленность его могут иногда привести к неблагоприятным явлениям.

Следует помнить, однако, что в конечном счете все определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, особенностями его взаимоотношений с окружающими. Никаких конфликтов не возникает, если взрослые правильно понимают природу происходящих с подростком изменений, считаются с ними.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: