Ум бороды не ждет

Апр 18 2012

Логика
Постепенно допонятийное мышление сменяется мышлением понятийным (абстрактным). Российский психолог Л. C. Выготский (1896 — 1934) выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.

Ребенок 2 — 3 лет при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие.

В 4 — 6 лет дети могут найти важные признаки сходства двух предметов, но уже третий предмет для них похож только на один из первой пары: возникает цепочка попарного сходства.

В 6 — 8 лет дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.

У подростков 9 — 14 лет появляется понятийное мышление, но оно еще несовершенно: подросток формирует понятия на основе субъективного житейского опыта и не подкрепляет свои умозаключения обобщенными научными данными. Совершенные понятия формируются лишь в юношеском возрасте.

Мышление, в отличие от памяти и внимания, осуществляется в соответствии с определенной логикой. Основные логические операции — это сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение позволяет увидеть тождество и различие вещей. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Для этого используются анализ и синтез. Слово «анализ» переводится с греческого как «расчленение». При анализе мы разбираем предмет, мысленно или практически, на составляющие его элементы и сравниваем их. «Синтез» тоже греческое слово, и означает оно «соединение, сочетание, составление». С помощью синтеза мы выстраиваем целое из частей. В мышлении анализ и синтез обычно осуществляются вместе. Особенно тесно сплетены эти логические операции в процессе чтения. Сейчас, когда ты читаешь эту книгу, ты вначале «раскладываешь» каждое слово на отдельные буквы. Например, слово «логика» состоит из букв Л, О, Г, И, К, А. Каждую из этих букв ты должен опознать: Л — это не П, не М, не Н, это именно Л и означает она звук «л»… После того как каждая буква опознана, и определен звук, который она представляет, начинается операция синтеза. Звуки складываются в слоги: ЛО-ГИ-КА. Слоги складываются в слово: ЛОГИКА. Но на этом работа со словом не заканчивается. Мозг продолжает работать: сравнивает сложенное из букв слово с другими словами, хранящимися в памяти, и связывает внешнюю форму слова ЛОГИКА с его значением. И ты понимаешь, что только что прочел слово «логика», а означать оно может науку о законах и формах мышления, ход рассуждений или разумность, внутреннюю закономерность. Точное значение ты определяешь при чтении не одного этого слова, а всего текста.

Слово «абстракция» — латинское и переводится на русский язык как «отвлечение». Давай представим, что перед тобой разложили розы, клевер, ветки березы, бамбук, одуванчики и спросили: «Что это?» Если ты ответишь: «Это — растения», — значит, ты умеешь мыслить абстрактно. С помощью абстракции мы выделяем существенные связи и свойства предметов и отвлекаемся от несущественных. И при этом надо заметить, что существенные свойства, которые мы выделяем, абстрагируясь, не существуют сами по себе. Ну, где ты видел цветы? То есть цветы ты видел: розы, гвоздики, ромашки… А вот цветы, которые бы назывались не «лютик» или «нарцисс», а «цветок»? Их в природе не существует. И в то же самое время они есть, только в виде настоящих подснежников, клевера или анютиных глазок. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности, способы решения задач.

У многих народов на Земле нет слов, которые бы отражали высший уровень абстракции. Так, эскимосы говорят «падающий снег», «снег, лежащий на земле», но сам по себе, вне связи, как общее понятие, снег для эскимосов не существует. А нивхи, живущие на Сахалине, не скажут, например, «человек стрелял». Они должны непременно добавить, в кого стрелял — в утку, в чайку или в белку.

Обобщение — это соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие — одна из форм обобщения.

Конкретизация — операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Не стоит приводить примеры каждой из этих логических операций, потому что они практически никогда не осуществляются поодиночке.

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: