Ум полководца

Мар 06 2012

Суворов
«Ум полководца» — название работы, которую психолог Б. М. Теплов (1896 — 1965) написал в годы Великой Отечественной войны. Он исследовал особенности мышления и других психологических качеств выдающихся военачальников. Главными его героями были А. В. Суворов и Наполеон.

Так вот, психолог доказал, что полководцу мало одного природного ума, военного таланта и воли, чтобы добиться особых успехов.

А. В. Суворов (1730 — 1800) считал, что «генералу необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения». Сам Суворов исполнял это условие с необычайным рвением всю свою жизнь.

Наполеон в этом отношении ничем не отличался от Суворова. Со школьных лет и до заключения на острове Святой Елены он читал всегда «очень много и очень быстро».

Другим любимым занятием Наполеона были беседы со специалистами, от которых он многому научился. Моряки, купцы, ученые, чиновники, даже простые садовники служили для него неиссякаемым источником интересных сведений.

Суворов никогда не упускал случая обогатить свои знания в любой из отраслей военного дела. Когда в его подчинении оказались военно-морские силы, он специально занялся морским делом и в возрасте 60 лет сдал экзамен на мичмана.

Наполеон интересовался математикой, географией, историей, философией. Суворов хорошо знал математику, географию, философию и более всего — историю. У него были блестящие способности к языкам. Он знал немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский языки. Суворов имел обыкновение, встав очень рано, бегать по комнатам или саду, заучивая по тетради финские, турецкие или татарские слова и фразы; затем он умывался, обливался водой и пил чай, продолжая твердить урок. Даже во время смертельной болезни он продолжал занятия турецким языком.

И Суворов, и Наполеон хорошо знали литературу, часто цитировали любимые произведения. Они и сами обладали литературным талантом и в молодости писали художественные и философские работы. Родничок у детей, это мягкие участки на голове с отсутствием костного основания.

Б. М. Теплов замечает в своей работе: «Едва ли случаен такой особый интерес к художественной литературе. Более, чем что-либо другое, она является средством общего образованиям в ней более, чем где-либо, можно найти тот материал «практической психологии», который так необходим для развития ума полководца».

И Суворов, и Наполеон постоянно систематизировали полученные знания. «Я верю Локку, — писал Суворов, — что память есть кладовая ума; но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует». Наполеон говорил, что различные дела уложены у него в голове так же, как они могли бы быть уложены в комоде. «Когда я хочу прервать занятие каким-либо делом, я закрываю его ящик и открываю ящик другого дела; они не перемешиваются, и никогда одно дело не стесняет и не утомляет меня во время занятия другим».

И еще одна способность отличала этих полководцев: способность немедленно припомнить то, что в данную минуту необходимо.

Наполеон диктовал всегда без всякой подготовки и всегда цитировал совершенно верно.

Когда у его секретаря возникали сомнения по поводу точности цитирования и он проверял по книге, оказывалось, что все было процитировано совершенно точно.

В конце своей книги Б. М. Теплов пишет: «Военные гении масштаба Суворова или Наполеона создаются в результате огромного подвига работоспособности, причем работоспособности, соединенной с беспредельной любознательностью, с живым интересом к самым разнообразным областям жизни».

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: