Уметь, знать. Часть 1

Фев 01 2012

Уметь, знать
Одно из достоинств взрослого, понятное подростку и привлекательное для него, состоит в том, что взрослый — человек знающий, сведущий, компетентный. Поэтому важное и ценное направление в развитии взрослости связано с ростом познавательных интересов, становлением планов на будущее.

На границе двух возрастов — младшего школьного и подросткового — познавательные интересы детей проявляются по-разному.

Одних ребят интересуют преимущественно сведения о чем-либо. Они — «узнаватели», читатели, собиратели информации: они знают все про автомобили и самолеты, или же они интересуются миром животных и растений, или же они переполнены историческими фактами.

Других можно назвать «практическими деятелями»: то они коллекционеры (марок, бабочек, камней), то они что-то выращивают или ухаживают за чем-то (растениями, рыбками, кроликами), то они мастерят какие-то вещи — модели, различные поделки из дерева, бумаги, металла, выжигают, выпиливают, лепят…

Наконец, есть уже и такие ребята, у которых знания помогают умению, а умения обогащают знание; у значительной части таких детей интересы и любимые занятия соотносятся с определенным представлением о профессии, которую они хотели бы иметь в будущем. Подростковый возраст ознаменован углублением именно этой тенденции.

Важный шаг в развитии интересов подростка связан с возникающим у него стремлением что-то знать и уметь по-настоящему. Рамки школьной программы оказываются узкими, выход может быть найден лишь в самостоятельной познавательной деятельности. Она может касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знания. Увлечение может принять характер страсти, когда любимым занятиям отдается не только значительная часть свободного времени, но и времени, необходимого для подготовки школьных уроков. Заинтересовавшие подростка книги и журналы, материалы и инструменты, без которых ему не обойтись, разыскиваются и приобретаются всеми доступными способами. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами. Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают друг другу советом и делом. Если возникают трудности, подросток не только обращается за содействием к взрослым и товарищам, но и прибегает к помощи книг и справочников, стараясь самостоятельно найти причину неудачи, ответ на вопрос. Он отправляется в библиотеку (посещение ее становится для многих ребят привычным делом), идет на выставку, в музей, где готов детально изучить определенную часть экспозиции, ту, которая связана с его интересами.

Очень важно, что потребность в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно. Речь идет, по сути дела, о самообразовании. Возникновение тяги к нему исключительно ценно для развития личности (не говоря уж о том, что оно обогащает саму учебную деятельность подростка, делает ее более сложной и гибкой). То, что знание помогло справиться с трудностями, возникшими в каком-то практическом деле, и то, что это знание можно приобрести самому, — уже это действует воодушевляюще. («У меня рыбки в аквариуме дохли и дохли, — рассказывает шестиклассник. — Советовался с приятелями, да только и у них не лучше дела. Тогда я пошел в библиотеку, в Детской энциклопедии все про аквариумы прочитал. И еще там в библиотеке книги оказались. Про своих рыбок все выписал. Оказывается, тут наука целая. Моим рыбкам ничего не страшно».)

Нередко подростка начинает увлекать создание нового само по себе и вообще процесс познания как таковой. При этом его интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания становятся глубокими, обширными. У некоторых ребят такая самостоятельная «научная» деятельность содержит уже элементы творчества. В каждой школе есть группа подростков, которые участвуют в олимпиадах, на выставках и получают вполне заслуженные награды за свой труд, знания, умения.

Именно в подростковом возрасте определяется главенствующая линия познавательных интересов. Понаблюдайте: в каждом классе есть свои специалисты по разным вопросам. Они авторитетны для одноклассников, к ним обращаются за консультациями, просят быть арбитрами в споре. Почему же они «всё знают»? Это — результат самостоятельной работы. Среди знатоков есть и «эрудиты», и «узкие специалисты», но их объединяет общая особенность: для них знание и само узнавание нового — вещи лично значимые и необходимые. Все такие подростки в большей или меньшей степени заняты самообразованием. Начатки его можно отметить уже у некоторых пятиклассников. Уже в этом возрасте может существовать также известная определенность в представлении о будущей профессии, более того, некоторые ребята начинают себя активно к ней готовить. У части подростков профессиональные намерения существенно не изменяются вплоть до окончания школы.

У некоторых младших подростков своеобразно сочетаются игра, самовоспитание и самообразование. Мечта об определенной профессии воплощается, с одной стороны, в содержании любимых игр, в тех ролях, которые берет на себя подросток, играя. С другой стороны, эта мечта определяет круг интересов подростка, побуждает его приобретать определенные знания, умения, качества. Вот пятиклассник, мечтающий стать моряком. Он готов без конца играть в военно-морские игры. Вместе с тем у него появился интерес к книгам о море, мореходах и героях-моряках. Он и сам стремится приобрести необходимые мужественному моряку качества, занимаясь спортом, закаляя себя, развивая в себе волю, силу, смелость различными упражнениями. Так проходит год, другой. Игра постепенно отступает на второй план, мечта о профессии ищет новое, неигровое воплощение; в VII классе подросток сумел попасть в клуб юных моряков.

Нередко подросток, у которого интересы и любимые занятия связаны с планами на будущее, работает (дома, в кружке) много и упорно, он выходит за пределы заданий руководителя (если занимается в кружке), критически относится к результатам своей работы, переделывает одно и то же несколько раз, стремится сделать лучше, ставит перед собой всё новые задачи — более близкие и более далекие. Так появляется «цепочка» целей. Некоторые старшие подростки способны спланировать свою собственную деятельность на год-два вперед или даже вплоть до окончания школы. Требования к себе растут, подростка интересует собственное движение вперед, его заботит, добивается ли он успеха. Самообразование, самосовершенствование идут в совершенно определенном направлении. У подростка есть четкая цель — овладеть знаниями и умениями, которые необходимы для будущего. Именно поэтому сегодняшние занятия приобретают для него большой личный смысл. Лично важные цели определяют большие требования подростка к себе, рождают «святое недовольство» собой, побуждают идти вперед. Это стремление и умение двигаться вперед, к далекой пока жизненной цели очень важны не только для развития взрослости в познавательной деятельности (что ценно, конечно, и само по себе), но и для развития социальной взрослости подростка вообще. Ведь здесь складываются ценные качества личности: целеустремленность, работоспособность, упорство, критическое отношение к себе, умение самостоятельно оценивать собственную работу, преодолевать трудности.

Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше происходит разделение знаний на нужные и ненужные, важные и неважные, тем оно отчетливее. И время на усвоение знаний отводится теперь в соответствии с таким разделением. Уже некоторые шестиклассники (но чаще семиклассники и восьмиклассники) с «технической» направленностью интересов и профессиональных намерений в число ненужных и неважных вносят предметы гуманитарного цикла, но зато сверх школьной программы усваивают математику и физику, читают научно-популярные, а то и специальные книги.

Ребята-подростки уже проводят четкую грань между отметками и знаниями. Они прекрасно понимают, что совпадения тут может и не быть. А ценятся подростками знания; именно знания, их объем и глубина, а также сообразительность становятся критерием в оценке взрослого товарища, себя.

Когда подросток занят серьезным делом, когда он увлечен какой-либо областью знания, он неизбежно начинает искать товарищей, у которых были бы сходные интересы. Да и он сам делается привлекательным для сверстников — кто-то из них тоже ведь ищет «родственную душу». Дружба, возникающая на такой основе, обогащает, как правило, интересы и занятия обоих подростков.

Наряду со «специализацией» интересов у многих подростков в VII — VIII классах возникает стремление повысить «общий уровень культуры», приобрести знания, имеющие отношение к разным областям искусства — литературе (не «школьной»!), музыке, живописи, театру. Непосредственным толчком к этому бывает зачастую расширение круга общения: большая осведомленность сверстников делает общение с ними интересным и вместе с тем раскрывает подростку глаза на собственную «необразованность». Вот семиклассница. Ей бывало неприятно, когда ее новая подруга или мальчик, который ей нравился, начинали говорить о книгах, о музыке, читали стихи, а она даже разговора поддержать не могла: «Я ничего об этом не знала, не могла прочитать ни одного стихотворения — так стыдно!» Острое переживание своей «отсталости» стало у этой семиклассницы основой решения «набираться ума-разума» в литературе, музыке и театральном искусстве. Она взяла у подруг тетрадки со стихами, многие переписала, некоторые выучила. Составила список поэтов, произведения которых надо прочитать. Ходила с подругами в театр, в оперу, потом обсуждали увиденное и услышанное: «Так интересно!» Была в концерте классической музыки, призналась: «По правде говоря, не очень понравилось, но ведь это в первый раз!» Подруги советовали ей почаще просто слушать музыку. В конце концов искусство стало важным содержанием жизни девочки. Заметим, что интерес к живописи часто идет у подростков «от ума», а к музыке, особенно к песне, — «от души». Песня входит в общение старших подростков естественно. Ребята переписывают друг у друга слова, помогают друг другу схватить мотив, собираются вместе, чтобы попеть, послушать музыку (чаще — «легкую»), поговорить.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: