Уметь, знать. Часть 2

Фев 02 2012

Уметь, знать
Часто именно товарищи помогают подростку делать первые шаги в самообразовании. Их советы определяют новый круг чтения подростка, разговоры и споры развивают и обогащают его. Помощь друг другу в самообразовании становится совместным делом, занятием особого рода, основой взаимоотношений с близкими товарищами. Чрезвычайно важно, что подросток испытывает радость от общения содержательного. Это заставляет его по-новому взглянуть на отношения с другими товарищами. И если отношения эти основаны не на «настоящем деле», а сводятся к приятельской болтовне, пустому времяпрепровождению в привычной компании, «детским» развлечениям, тогда такие отношения оказываются изжившими себя. Наступает пора переоценки ценностей, появляются новые требования к качествам близкого товарища, к дружеским и романтическим взаимоотношениям. Для подростка становятся важными такие качества товарища, подруги, как ум, общее развитие, начитанность, способность понимать искусство, умение говорить содержательно и логично. Возникает интерес к понятию «культурный человек»; выясняется его смысл, оно применяется к окружающим людям, к себе.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
А. П. Чехов

Поначалу усилия подростков, связанные с самосовершенствованием, могут быть лишь эпизодическими, весьма неорганизованными, направленными то на одно, то на другое. Ребята больше хотят что-то делать, чем реально могут и делают. Подлинной самостоятельности пока еще нет, стремления ребят нуждаются в «подпорках»; многое зависит от общения подростка — от возможности поговорить, посоветоваться, получить помощь, вместе что-то делать. Однако у некоторых подростков самообразование к VIII классу приобретает черты, свойственные уже юношескому возрасту.

Не секрет, что не для всех ребят приобретение знаний становится делом лично, внутренне необходимым, не все осознают значение образования и самообразования для настоящего и будущего. И все-таки не будет преувеличением сказать, что любознательность и любопытство — особенность подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, он, как губка, впитывает разные сведения. Причем информация, которую взрослые по тем или иным причинам скрывают от подростка, вызывает повышенный интерес; запрет разжигает любопытство и активность в поисках путей обхода этого запрета.

Среди старших подростков, у которых не оказалось ярко выраженных познавательных интересов и серьезных любимых замятий, немало ребят, в начале подросткового возраста имевших или чем-то привлекавшие их занятия, или не очень определенные познавательные интересы. (Правильнее было бы назвать это разлитой любознательностью: подросток интересуется и занимается то одним, то другим, то третьим.) Наверняка, многие из них стремились заниматься в кружках, переходили из одного в другой, не в силах выбрать что-то определенное.

Такое происходит нередко. К сожалению, не всюду еще работа кружков организована достаточно удовлетворительно, так, чтобы она отвечала постоянно растущей тяге подростков к делу серьезному, настоящему, дающему результат. Занятия дома тоже часто бывают сопряжены с разными трудностями, поскольку не все родители достаточно уважительно относятся к интересам и занятиям своих детей, не всегда стремятся и могут помочь им. В результате неблагоприятного стечения обстоятельств и чахнут или исчезают вовсе интересы, существовавшие у ребенка еще в младшем школьном возрасте или возникшие в начале подросткового.

У занятого каким-либо делом подростка неизбежно возникают связанные с предметом его интереса вопросы, на которые он не может ответить сам, без посторонней помощи, без дополнительных занятий. Вот взятые наугад вопросы пятиклассников: «Почему одна модель у меня все время погружается в воду, а другая заваливается набок? Как избавиться от этого? В чем у меня ошибки, когда я только делаю модель?»; «Почему камни такие разные, почему некоторые пестрые, из чего они состоят? Как произошли, почему оказались именно здесь?»; «Почему разные рыбы по-разному чувствуют себя в одинаковых условиях? Какие условия нужны рыбам разных пород? Почему именно такие условия?»

Подчеркнем: получить ответ на такие вопросы в самих практических действиях не удается. Речь ведь идет о выяснении тех или иных явлений, и никак не обойдешься без усвоения хотя бы минимально необходимых теоретических знаний (разумеется, на доступном подростку уровне). Появление таких вопросов — исходная точка развития теоретического интереса, а от того, найдет ли подросток ответ на возникший у него вопрос, прямо зависит возможность преодоления трудностей в практических занятиях. Если ответ не будет найден, то у занимающегося моделированием корабли будут постоянно тонуть и опрокидываться набок, а у начинающего ихтиолога рыбки будут дохнуть…

Тормозить развитие интереса могут непосильные задачи, которые подросток ставит перед собой (или которые перед ним ставят взрослые). Например, ему хочется сделать такой же, как у товарища, приемник, но если он не обладает необходимыми для этого умениями и знаниями, то его работа заведомо обречена на неудачу. Вряд ли стоит доказывать, что это никак не благоприятствует развитию интереса.

Итак, важно, чтобы занятия подростка приносили ему успех и чтобы он мог постоянно двигаться вперед. Родителям придется поэтому постараться, во-первых, помочь ему уловить меру нарастания трудностей (где надо, мягко предостеречь; где надо, побудить к большему) и, во-вторых, помочь, когда возникнут вопросы, преодолеть эти трудности; такая помощь взрослого непременно должна включать совет познакомиться с доступной литературой, в которой найдется ответ на возникающие вопросы.

Почему работа с книгой так необходима? Не только потому, что она — источник интересующих подростка знаний и помощник его в решении практической задачи. Тут важно еще и другое.

Когда у подростка есть намерение узнать из книги что-то определенное, то он и читает с установкой на это, а такое чтение есть особая форма учения. У подростка растет умение найти в книге и взять из нее именно то, что необходимо. Он овладевает новыми приемами работы с познавательным материалом, правильными способами усвоения знаний, а сами его знания приобретают прочный характер, не забываются.

Далее, складывается очень важная и ценная привычка: при незнании, непонимании или трудностях обращаться к книге и именно в книге искать ответ на вопросы различного рода.

Наконец, умение работать с книгой в значительной мере освобождает подростка от необходимости слишком часто обращаться за помощью к другим людям. Он становится способным самостоятельно находить ответ на свои вопросы, разбираться в причинах трудностей и устранять их. Это не только обеспечивает успех знаний, не только делает их действительно самостоятельными (что так ценно для подростка), но и позволяет ставить все более сложные и трудные задачи, успешно решать их.

Сказанное должно быть отнесено, разумеется, не только к книге, но и к другим источникам познавательной информации, с которыми возможна активная работа: грамзаписи, учебные передачи телевидения и радио, научно-популярные кинофильмы, музейные экспозиции таят в себе немало такого, что не просто удовлетворит любознательность подростка, но способно помочь ему разрешить трудности, которые возникают в его практических занятиях.

При этом очень важно, чтобы увиденное и услышанное обсуждалось взрослыми и детьми, чтобы родители использовали всякую возможность для укрепления познавательных интересов подростков, для поддержки его стремления к серьезным, содержательным занятиям.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: