Условия эффективности методики воспитательной работы

Янв 12 2011

Условия эффективности методики воспитательной работы
Методика раскрывает единство основного содержания, форм и методов воспитательной работы учителя, данное как комплекс разных сторон воспитания, в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.

Методика воспитательной работы позволяет реализовать цели и задачи коммунистического воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.

Соответствие конкретных воспитательных задач современному уровню развития социалистического общества и школы. Воспитательная работа учителя подвижна, изменяется ее содержание, совершенствуются организация и методы. При наличии общей цели и идеала воспитания пути их достижения не остаются неизменными, постоянными. Развитие общества, советской школы выдвигает на первый план относительно новые задачи. То, что раньше для ребенка казалось недостижимым или труднодостижимым, становится необходимым. Повышается ответственность человека за свои поступки, повышаются требования и к ребенку, к его умственному и нравственному развитию. Чтобы овладеть учебным материалом начальной школы, необходим определенный уровень общего умственного развития: умение производить операции анализа, синтеза, абстрагирования. Возрастают требования к самостоятельности младшего школьника. Он должен научиться работать с книгой, учебными пособиями, производить наблюдения. Новые требования предъявляются и к развитию самодеятельности ребенка. Участие в различных видах деятельности, в работе октябрятских звездочек, общение со сверстниками требуют от ребенка умения ставить определенные цели, осознанно их добиваться, преодолевая препятствия, сотрудничать с другими, отстаивать свое мнение. На основе имеющихся знаний и умений школьник должен ориентироваться в новых ситуациях. Эти требования к младшему школьнику выдвигают новые воспитательные задачи, заставляют по-новому строить воспитательную работу с коллективом детей. Поэтому учитель должен отчетливо видеть изменяющиеся требования и в соответствии с ними выдвигать новые задачи воспитания, находить новые способы их решения.

Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания и формирования личности. Коммунистическое воспитание школьников предполагает формирование мировоззрения, коммунистического отношения к труду, интеллектуальное, идейно-нравственное, эстетическое и физическое становление личности. В процессе воспитания участвуют: воспитатель, система воспитательных средств, которыми он пользуется в воспитании, и воспитанник. Для того чтобы процесс воспитания мог реализоваться в системе и привел к эффективным результатам, необходимо диалектическое взаимодействие всех его компонентов. В единстве происходит вооружение учащихся научными знаниями и выработка взглядов и убеждений, нравственное и политическое воспитание, формирование труженика и гражданина. Воспитание необходимо рассматривать как двуединый процесс изменения и усложнения двух подсистем: внешних педагогических воздействий и внутренних факторов развития личности школьника. Поэтому нельзя рассматривать изолированно, раздельно, вне взаимосвязи систему воспитательных воздействий, активность личности и ее развитие. Только интегрированное знание внешних и внутренних условий и факторов дает представление о комплексном и цельном воспитательном процессе.

Ребенок (подросток, юноша) формируется как целостная личность, отдельные функции его развиваются в зависимости от развития сознания в целом. Отсюда следует, что школьника необходимо воспитывать как цельную личность, в которой нет ничего изолированного, а одно локальное изменение влечет за собой изменение всей личности.

Проводя конкретную воспитательную работу, формируя, например, то или иное нравственное качество школьника, учитель влияет на все стороны его личности. Он воздействует на его ум, сознание, поведение, волю, чувства. Вместе с тем он решает задачи умственного, трудового, физического и эстетического воспитания. Система воспитания строится исходя из этой взаимообусловленности. Поэтому педагог должен постоянно иметь в виду, что, воспитывая одни черты характера, он одновременно воздействует и на другие стороны характера школьника. И здесь очень важно учитывать, какие побочные, незапланированные результаты можно получить. Воспитателю надо отдавать себе отчет в том, что эти результаты могут быть положительными, нейтральными или нежелательными.

Формирование в единстве сознания и поведения школьников. Это одно из основных условий эффективности воспитательной работы, которая должна быть построена так, чтобы вооружить ребенка знаниями нравственных норм, создать предпосылки для накопления нравственного опыта и развития чувств. В этом случае ребенок будет знать, как надо поступать, уметь это делать и, главное, будет хотеть поступать в соответствии со своими представлениями о добре, долге, ответственности, коллективизме, товариществе. Знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, представлять последствия своего поведения, осознавать его. Знания позволяют школьнику преодолеть ограниченность своего опыта, предвидеть результаты поступков. Но сам опыт позволяет ребенку по-новому осмыслить имеющиеся знания, вызывает потребность в самооценке своего поседения. Отмечены разные уровни соотношения сознания и поведения школьников: сознание опережает поведение, поведение опережает сознание, сознание и поведение совпадают (идеал). В начальных классах, как правило, дети чаще знают, как надо вести себя, чем поступают в соответствии с нормами. Поэтому очень важно организовывать деятельность детей, их взаимоотношения так, чтобы они могли действовать в соответствии с имеющимися знаниями.

На процесс нравственного развития детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор поступка. Выбор может быть совершен в воображаемой и реальной ситуации. В жизни детей мы наблюдаем подобные решающие ситуации, которые существенно влияют на их нравственное развитие. Они не составляют содержания воспитательных мероприятий или организации жизни детей, а касаются взаимоотношений детей, их отношений к нравственным нормам, без чего невозможна совместная деятельность.

Подобных конкретных ситуаций, в которых происходит нравственный выбор, очень много, они разнообразны. Важно их вовремя заметить. Одной из форм выбора является конфликт противоречивых нравственных норм, вернее, конфликт между носителями этих норм. Степень выраженности этого конфликта может быть большей или меньшей. Задача педагога — использовать эти ситуации в своих воспитательных целях. Поэтому педагог всегда тактично помогает одержать верх тем, кто является носителем справедливой в данной ситуации нормы поведения.

Динамика воспитательных воздействий в связи с достигнутым уровнем воспитанности ребенка. В процессе воспитания ребенок изменился. Он стал больше знать, уметь. Но дело не только в количественных изменениях. Главное состоит в том, что школьник стал по-новому, новыми средствами анализировать, сравнивать, выделять главное, у него появились новые критерии для оценки различных явлений общественной жизни, нравственных взаимоотношений. В его жизни стали более частыми ситуации, когда он вынужден самостоятельно принимать какое-то решение, отвечать за него. Поступки детей являются теперь предметом оценки со стороны детского коллектива; регулятором поведения постепенно становится общественное мнение. Знание достигнутого уровня воспитанности школьников требует от учителя новых форм воздействия. Учитель побуждает школьников и детский коллектив самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения.

Большое значение приобретает воздействие коллектива, общественного мнения. Оно формируется вокруг центральных вопросов школьной жизни — отношения к учителю, общественно полезному труду, к другим людям, старшим, младшим, сверстникам, родителям.

Единство воспитывающего влияния школьных воспитателей (учителей, вожатых, сотрудников школы), родителей и представителей общественности на детей. Это одно из главных условий организации воспитательного процесса. Единство проявляется прежде всего в однозначном понимании целей и задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Соблюдение этого требования обеспечивает непрерывность процесса воспитания. Педагог должен постоянно учитывать, что развитие учащихся происходит не только в процессе школьного воспитания, но и в процессе влияния семьи и всего социального окружения. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы координировать совместные воспитательные усилия, не допускать (или снимать) противоречий педагогического плана, которые при неблагоприятных условиях могут возникать между школой и семьей.

Развивающий характер воспитания. Воспитательная работа с детьми должна быть поставлена так, чтобы она способствовала развитию ребенка, т. е. учитель должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности ребенка, на перспективу его интеллектуального и эмоционально-волевого развития. В воспитательном процессе нужно умело сочетать руководящую роль учителя с самодеятельностью детей, чтобы предусмотреть такие ситуации, в которых школьники и детский коллектив могут проявить свою самостоятельность, овладеть средствами установления правильных взаимоотношений. Цель развивающего воспитания — переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, осознанные мотивы, в формирование внутренних «этических инстанций», таких, как долг, совесть, честь.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: