Условия эффективности семейного воспитания

Дек 16 2010

Условия эффективности семейного воспитания
В одной из школ родителей учащихся двух пятых классов попросили ответить письменно на следующий вопрос: каковы, по вашему мнению, пути преодоления ошибок в семейном воспитании детей?

Только около 30% отцов и матерей высказали различные позитивные и реже — негативные мнения. Вот пять из них. «Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос так же невозможно, как и невозможно даже назвать все встречающиеся в практике семейного воспитания ошибки»; «Исправление каждой конкретной ошибки требует своего особого решения»; «Осознание того, что ты, родитель, допустил в воспитании ребенка ошибку, и обдумывание, почему это произошло, помогает найти путь исправления ошибки в каждом конкретном случае»; «Отцы и матери должны знать ошибки других родителей и не поступать так, как они»; «Исправлять ошибки семейного воспитания необходимо, но главное — предупреждать их появление. И родителям этому надо учиться».

В каждом из приведенных ответов есть доля истины. Действительно, бессмысленно искать панацею, которая избавит от разнообразнейших ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального рецепта здесь быть не может. Верно и то, что исправление каждой такой ошибки требует своего особого решения или — чаще всего! — выбора оптимального средства из нескольких возможных. Глубокий смысл и в том, что осознание и отсюда верное истолкование своей ошибки подсказывает родителю и путь ее устранения. Все это так. Но при этом особого внимания заслуживает последний из пяти приведенных выше ответов родителей. В нем, пожалуй, ключ к решению проблемы, Предупредить педагогические ошибки родителей — вот наиболее оптимальный путь совершенствования воспитания детей в семье. Это не отрицает необходимости исправления таких ошибок. По этот второй путь более сложен и менее эффективен. Ведь, как известно, каждая совершенная родителем ошибка уже оказала свое отрицательное воздействие на ребенка. Для нейтрализации и устранения последствий требуется чрезвычайно много усилий. Да и успехи здесь не всегда очевидны. Итак, главное — предупреждение ошибок.

В чем основной смысл этого предупреждения? Ответы учащихся учитель направляет так, что они приходят к выводу: предупреждение ошибок в воспитании — это не какая-то особая деятельность, а соблюдение простых и в то же время сложных педагогических истин, о которых уже говорилось на предыдущих занятиях. Необходимы при этом также педагогически целесообразная организация жизни семьи, ее тесное взаимодействие с обществом. Если все это представить в виде условий эффективности семейного воспитания, то основными из них будут следующие:

1. Общество проявляет заботу о семье, престиж материнства и отцовства ставит вровень с гражданскими обязанностями человека.

2. Уже в школьном возрасте подрастающее поколение проходит специальную подготовку к семейной жизни. Настоящий курс — прямое доказательство этого. Овладеть этими знаниями — ваша задача.

3. Структура семьи соответствует потребностям общества и педагогически целесообразна: имеются мать, отец, несколько детей; желанными в составе семьи являются дедушка и бабушка.

4. Основой жизни семьи является честный общественно полезный труд взрослых. Ценность такого труда незаметно, естественным путем, как бесценное наследство передается детям.

5. Основой отношений между супругами является взаимная любовь, долг друг перед другом, доверие, ответственность за выполнение гражданского долга по воспитанию детей.

6. Семья — дружный коллектив, где один за всех и все за одного. Этот коллектив имеет общие перспективы, направленные на достижение лучшего будущего всей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. При этом семья осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины.

7. Семья стремится к тому, чтобы круг общения взрослых и детей был как можно более широким и содержательным.

8. Родители постоянно повышают уровень своей педагогической культуры, занимаются педагогическим самообразованием, принимают активное и примерно равное участие в воспитании детей, имеют тесную связь со школой и общественностью.

9. В семье существуют единство и согласованность педагогически целесообразных требований к детям. Эти требования пронизаны любовью, доброжелательностью и уважением к ним.

10. Родители, воспитывая детей, постоянно контролируют свою педагогическую деятельность, учитывают ошибки своего прошлого опыта воспитания; предвидят то, как нынешние воздействия скажутся на детях через несколько лет, в будущем.

11. Родители стремятся принимать посильное, систематическое участие в воспитательной работе школы, а также общественности по месту жительства.

Общество постоянно осуществляет тактичное. руководство семейным воспитанием, в первую очередь посредством оказания помощи семье и повышения педагогической культуры родителей.

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: