Утолить жажду кипучей жизни

Янв 28 2012

Утолить жажду кипучей жизни
Признавая сложность проблемы взаимоотношений взрослых и подростков, мы вместе с тем хотим ясно сказать, что ничего принципиально неразрешимого в ней нет. Пример классического решения труднейших социально-моральных проблем подросткового возраста — система воспитания, созданная А. С. Макаренко. Успех этой системы в огромной степени идет от того, что наш замечательный педагог строил отношения взрослых и подростков именно на нормах «взрослой морали», найдя для этого, конечно, и подходящие организационные формы жизни коллектива. Нормы уважения, равенства, взаимной помощи и доверия были наиболее ярко воплощены у А. С. Макаренко в коллективных обсуждениях разных вопросов — от наиважнейших для коллектива до так называемых мелочей быта. Ведь в этих обсуждениях взрослые и ребята были в равном положении, а когда принималось решение, оно становилось законом для всех. Нарушать его не имели права и взрослые. Никакой проблемы «двух моралей» не существовало и существовать не могло — мораль была единой для всех. Именно в таких условиях коллектив действительно огромная сила, действительно воспитывает каждого.

А. С. Макаренко пользовался огромным личным авторитетом. Источник этого авторитета доступен каждому воспитателю — это уважение личности и коллектива. Через свою систему «перспективных целей» педагог стремился сделать жизнь ребят сегодня, завтра и в будущем общественно полезной, интересной, радостной. Он верил в желание и умение подростков помочь ему в этом. Их настоящее было устремлено в будущее, а необходимая для будущего социальная взрослость складывалась сейчас, сегодня во «взрослых» способах взаимодействия подростков с людьми и на основе тех социально-моральных ценностей, которые отличают наше общество. Систему воспитания А. С. Макаренко кое-кто считает авторитарной. Это совершенно неверно, напротив, она глубоко демократична — не только благодаря высоким своим целям, но и по этическому своему стержню. Уважение личности — вот главное, что нужно подростку; и это он получал.

Воспитание личности в коллективе, через коллектив и для коллектива — обязательное и необходимое условие того, чтобы взрослость подростка развивалась в правильном направлении. Чем богаче коллективные связи подростка, чем шире его сотрудничество со сверстниками и взрослыми в самых разных видах общественно полезной деятельности — тем больше социально значимых ценностей он усвоит, тем богаче будет его личность.

Принципы, в соответствии с которыми строится коллективная жизнь наших детей, не могут быть безразличны родителям. И потому, что многим из детей приходится в качестве активистов участвовать в таких делах класса, которые нуждаются в помощи и поддержке родительской общественности. И потому — это уже важно для каждого отца и каждой матери, — что советы их, суждения, оценки, наставления, которые они дают детям, так или иначе неизбежно касаются того, что происходит в детском коллективе.

Огромную роль пионерской организации в жизни наших подростков лишний раз подчеркивать не приходится. Разговор на тему «Родители и пионеры» еще предстоит нам; здесь же, в связи с темой настоящей главы, отметим лишь, что сила воспитательного воздействия пионерской организации прямо зависит от того, насколько успешно решены две основные проблемы: интересны ли для подростков дела, которыми занят отрад; правильно ли построены взаимоотношения подростков, их отношения со взрослыми, а также с более старшими ребятами, комсомольцами, и более младшими, октябрятами. В решении задачи организации коллективной жизни ребят немалая роль принадлежит и родителям. Важно, чтобы подростки учились жить жизнью страны, накапливали опыт общественно полезной деятельности, овладевали способами подлинно коллективной работы.

Младшие подростки очень высоко ценят стремление и умение педагогов, родительского актива, комсомольцев-вожатых наладить в классе интересную и содержательную общественную жизнь, в которой бы участвовали все. «Кипучая жизнь» — идеал подростков. Им нравится, когда и взрослые «легки на подъем», когда они стремятся и умеют жить общей жизнью с ребятами. И наоборот, отрицательно оценивается равнодушие взрослых ко всему, что не касается учения. Подростки быстро распознают, что в школе царит формальное отношение к пионерской и общественной работе. Их просто обижает, когда в общественных делах от них требуют безоговорочного подчинения, навязывают им свои мнения, диктуют решения, не доверяют им, не считаются с ними. Напротив, подросткам приятно, когда к ним относятся уважительно, ценят самостоятельность и инициативу, считаются с советами и поддерживают их предложения, замечают и отмечают хорошо выполненную работу.

Следует заметить, что с возрастом содержание и формы пионерской и общественной работы непременно должны меняться. Сами ребята остро это чувствуют. Если же взрослые проявляют консерватизм, подростки начинают терять интерес к работе, — действительно, какой толк топтаться на месте: «Для пятиклассников это годится, а сейчас уже нет!» Ребята все больше предпочитают работу не для «детей», а такую, какую не постыдились бы выполнить и старшие. (Можно наблюдать даже своеобразную борьбу между непосредственным желанием заняться каким-то делом и оценкой этого дела как «детского»: скажем, любопытно было бы участвовать в представлении кукольного театра, но «это же для маленьких»!)

Важна ли работа, нужна ли? Для старших подростков это имеет еще большее значение, чем для младших. Их привлекают дела, «масштабы» которых выходят за пределы школы. А уж если дела школьные, то нужно, чтобы важность их была признана (лучше уж всей школой; но благодарная признательность более младших ребят также принимается); хорошо также, если ты отвечаешь за какое-то дело… Чем больше самостоятельности в каком-то деле, чем больше тебе доверяет взрослый, тем лучше.

Возникающая часто проблема нехватки времени (становится больше личных занятий, любимых дел) никогда не решается за счет общественно важных дел, но с одной оговоркой — дела эти в глазах старшего подростка должны быть действительно важными; не стоит упрекать ребят за то, что они не хотят тратить времени на дела бесполезные, лишенные общественного значения и личного смысла. И здесь мы снова можем обратиться к А. С. Макаренко, к важной мысли, высказанной им относительно коллектива подростков: «… наш детский коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет быть полноправным явлением общественной жизни, как и каждый другой коллектив».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: