В поисках друга. Часть 2

Фев 11 2012

В поисках друга
Взрослость товарища очень привлекательна для подростка, он хочет дружить, но дружбы может и не получиться: ведь другому, более взрослому, общение может быть как раз неинтересно. Препятствием для развития и углубления уже существующей дружбы нередко становится то, что ребята-подростки взрослеют в разном темпе. Тогда один оказывается впереди другого в каких-то важных для дружбы вещах, и поэтому привлекательность общения с товарищем уменьшается. Недовольство более взрослого может касаться разного. Один говорит про товарища: «Нет настоящих интересов!» Другой: «Он еще ребенок! Ни к чему не относится серьезно: все хи-хи-хи да ха-ха-ха… Ничего не знает, ничего не умеет по-настоящему, только вид делает!» Третья: «К мальчишкам чудно относится — все еще сторонится! Ей еще никто и не нравился даже! Разговаривать совсем неинтересно!»

Подростка отталкивает несерьезное или равнодушное отношение товарища к объединяющим их занятиям и к тому, что для него интересно и важно. И дело здесь не в том, что расходятся мнения (это было бы как раз почвой для споров, которые так любят подростки). Дело в том, что такое отношение отражает различия в очень важных, основополагающих для дружбы вещах: в уровне развития интересов, профессиональных намерений, стремления к самовоспитанию, моральных представлений, требований к собственному поведению и к отношению со стороны других людей, к качествам товарища и к самой дружбе. Менее взрослый может удовлетворяться поверхностными дружескими отношениями, а более взрослого они уже не устраивают. Восьмиклассники черты детства у товарища видят в том, что у него нет стойких интересов, что он ни к чему не стремится, что не старается выработать собственную точку зрения на те или иные вещи, собственные оценки.

Очень мешают дружбе постоянные разногласия, нежелание одного считаться с мнением и доводами другого. Это рождает недовольство: «Говорить с таким человеком не хочется». Ребята не находят общего языка, поэтому отношения разлаживаются и могут совсем распасться. Это же происходит и тогда, когда один из подростков считает себя более взрослым и понимающим, стремится поучать, навязывать свое мнение.

Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек.
В. А. Сухомлинский

Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествует некоторый опыт отношений кратковременных, неудачных, не удовлетворяющих подростка вовсе или устраивающих лишь отчасти. На основе такого опыта складывается и оттачивается личный идеал друга и дружбы. Возникают отношения легче, чем укрепляются и углубляются. Для этого мало лишь симпатии и совпадения интересов; совершенно необходимо, чтобы каждый признавал и соблюдал нормы товарищеских отношений, считался с теми требованиями, которые предъявляет дружба. Именно это бывает трудно, особенно вначале: к товарищу подросток уже предъявляет высокие и определенные требования, а к себе — еще не всегда и не во всем; недостатки товарища он видит, а свои — нет. Из-за этого возникают обиды, столкновения, временные разлады, возможен разрыв отношений.

Подростки очень дорожат дружбой, но вместе с тем они очень требовательны и обидчивы. Превращение близкого товарища в друга — дело глубоко личное, очень интимное. Здесь и осознание собственной удовлетворенности от общения со сверстником, и превращение этого общения в необходимость, потребность, и чувство, что друга сейчас не может заменить никто другой. Именно поэтому дружба подростков очень эмоциональна, полна множеством переживаний.

Отношения с близким товарищем, другом — предмет особых размышлений подростка. Он старается разобраться в том, что в этих отношениях и в товарище ему нравится и не нравится, оценивает его поступки и поступки собственные, сравнивает товарища с собой. В таких размышлениях складывается представление об особенностях товарища и собственных чертах, приходит понимание причин недовольства отношениями, сознание того, кто виноват и что делать дальше, скажем, перестать разговаривать или признать свою вину и попросить извинения, простить «измену» или перестать дружить из-за этого.

Развитие отношений не воспринимается пассивно; подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу: высказывают друг другу претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, подчеркивают породившие недовольство обстоятельства, спорят, доказывают, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения: «Хорошо, пусть будет по-твоему!» Подростки то и дело занимаются выяснением отношений, потому что либо один, либо другой совершает поступки, которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям и пожеланиям товарища.

Небольшое теоретическое отступление. Психологи считают общение подростка с товарищем особой деятельностью. Но у всякой деятельности должен быть свой предмет. Легко понять, какой предмет, скажем, у учебной деятельности младшего школьника. А вот какой предмет у общения? Как бы неловко это ни звучало, предмет общения — другой человек. А содержание деятельности общения состоит в том, что подросток строит свои взаимоотношения с другим человеком и действует в рамках этих отношений.

Общение с другим человеком предполагает познание его и самого себя. А для этого нужны подходящие средства: умение понимать товарища, сравнивать и оценивать свои поступки и поступки другого человека, видеть их мотивы и причины, разбираться в их нравственном содержании, предугадывать их возможные последствия.

Все это имеет огромное, — быть может, решающее — значение для морального развития взрослеющего человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок и самооценок.

Достоинства товарища часто заставляют подростка впервые серьезно задуматься о себе, увидеть и осознать отсутствие этих достоинств у себя. Подростку не хочется быть хуже товарища; ему хочется быть даже лучше. Отсюда стремление воспитать в себе желаемые качества. Товарищ становится образцом для подростка. Он или просто подражает ему, или нацеливается на какие-то определенные качества: принимается усиленно читать (важна начитанность!), развивает в себе смелость, заставляет себя выполнять обещанное, учится сдерживать себя.

Более того, хорошо зная товарища и желая ему добра, подросток стремится исправить и его недостатки, переделать то, что в нем не нравится. Такое стремление подействовать на другого человека — новая и очень важная черта. У младших школьников она только намечается, и далеко не у всех, а вот в подростковом возрасте интенсивно развивается, становится характерной. Особенность взаимоотношений подростка с близкими товарищами и друзьями в том, что они в полном смысле слова воспитывают друг друга. Каким образом? От товарища и друга просто ждут, что он будет вести себя как товарищ и друг. А если он обманывает эти ожидания, с ним просто не желают знаться. Отказ от общения — чрезвычайно сильное средство, оно действует на подростка острее, чем что-либо другое.

В общении с друзьями подросток овладевает нормами особых отношений взрослых — личных, близких. И это относится к числу важнейших приобретений возраста.

ИзмаильскийИнтернет Портал

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: