Воля у подростка. Часть 1

Мар 10 2012

Воля у подростка
Вопрос о воспитании воли у подростков интересен и важен; на нем следует остановиться подробнее.

Мы уже знаем, что для подростка воля (и как черта другого человека — сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому он старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей всех других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких. Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отставание волевых качеств.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто школьники подросткового возраста живут и действуют в более сложной социальной ситуации развития, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

В подростковом возрасте и характер учебной деятельности, и положение ребенка среди окружающих (в том числе и в семье) существенно изменяются.

Учебная деятельность (и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится в среднем школьном возрасте более сложной. Учение требует от подростков значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности.

Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

Обычно повышение требований к подростку в семье в значительной степени обусловливается реальной нуждой родителей в его помощи. В семейном обиходе часто действительно бывает нужна физическая сила подростка, его знания, умения. Меняется и характер его трудовой деятельности в семье. Если к детям младшего школьного возраста родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (помыть посуду, подмести пол и т. д.), то подросткам часто приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (готовить обед, ухаживать за младшими детьми и пр.). Тут, безусловно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

Правда, бывает и прямо противоположная картина. Отношение родителей к подростку не меняется. Они стремятся сохранить над подростком ту же власть, какая была у них, пока он оставался младшим школьником, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка острый протест, он упрямится и даже бунтует против родителей. Такие конфликты мешают правильному воспитанию и формированию волевых черт личности.

Огромное значение для подростка имеет положение, какое он занимает в коллективе сверстников. Конечно, и младший школьник входил в коллектив своего класса. Но в том возрасте отношения в коллективе, общественное мнение еще не имели для ребенка того решающего значения, какое они приобретают для старших ребят. Для школьников I — III классов требования и мнения коллектива еще не имеют достаточного значения — в этот период главенствует взрослый. Дети хотят получить его одобрение, подражают в своем поведении взрослым. А для подростков именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах должен сделать выбор, что, как известно, является важнейшим компонентом волевого поведения.

И на все это накладываются возможности и потребности самого подростка.

У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает для них дополнительные трудности в смысле управления своим поведением.

Одновременно с этим у подростков (в основном старших) уже формируется умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

Таким образом, наблюдается расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка; с другой — между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы преодолеть эти расхождения. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, родители и воспитатели могут лучше понять поведение подростков, их особенности, их переживания, конфликты. А это необходимо для того, чтобы правильно воспитывать их.

Наблюдения за произвольным поведением подростков показывают, что ребята очень часто проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли, что надо или что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно. Оно требует от ребенка непростой психологической перестройки, в результате которой более значительный мотив приобретает и большую силу и, таким образом, побеждает все другие мотивы. В этих случаях человек взвешивает («проигрывает» в своем воображении) все «за» и «против» того или другого поступка.

В результате такого «проигрывания» часто удается усилить тот мотив, который обеспечивает истинно волевое поведение. Причем решающую роль играет умение человека предвидеть последствия тех поступков, между которыми производится выбор.

Исследования того, как протекает весь этот процесс у подростков, обнаружили особые трудности. Дело в том, что в этом возрасте очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, школьнику надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать увлекательное чтение. И он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения («книгу надо скоро отдать», «завтра по физике могут не спросить» и т. д.). Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: