Воля у подростка. Часть 2

Мар 12 2012

Воля у подростка
Подростки еще плохо умеют учитывать последствия поступков. Не только у младших, но даже у старших подростков круг предвидимых ими последствий поступков очень ограничен. Ребята, как показывают наблюдения, часто не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих их людях (какие у тех в связи с этим могут возникнуть трудности, переживания).

В ответ на вопрос психологов, что случится, если какой-нибудь школьник утаит кошелек, который потеряла идущая впереди него женщина, ребята, как правило, называли лишь те последствия, которые значимы для них самих, а не для женщины. Причем, отвечая на вопрос, подростки, как правило, говорили от своего имени, невольно отождествляя себя с «каким-нибудь школьником». И только несколько ребят из старших классов назвали те последствия, которые касаются женщины: «Она очень огорчится…», «Ей не на что будет купить хлеб» и т. д. Но даже и предвидеть последствия для себя ребята могут в очень ограниченных пределах. Например, с трудом подростки предвидят нравственные последствия поступка («Мне будет стыдно…», «Если ребята узнают, я буду переживать», «Совесть замучает…»).

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от их собственного психологического или даже физического состояния. Например, откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав, что по времени позже он это сделать успеет, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.

Различные трудности преследуют подростка и при исполнении намерения что-то сделать, как-то себя повести. Часто подросток в силу повышенной эмоциональности намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. А затем, когда эта эмоция ослабевает, ослабевает и намерение подростка выполнить решение. Например, под влиянием товарищей или какого-нибудь минутного сильного впечатления (передачи по телевидению) подросток может принять решение систематически делать зарядку. Но постепенно эта эмоция может ослабнуть, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение оказывается невыполненным. Это следует учитывать при воспитании: важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Точно так же хорошее намерение подростка может оказаться невыполненным потому, что он не умеет рассчитывать свои силы. Например, школьник ставит перед собой задачу добиться хороших оценок по предмету, достаточно запущенному. А когда это не удается быстро сделать, его намерение ослабевает. И здесь взрослый в силах помочь подростку правильно рассчитать свои силы, распределить время.

Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли, казалось бы, большую, чем дети младшего школьного возраста. Младшеклассники достигают произвольного поведения непосредственно, чаще в результате сильного стремления утвердить себя в привлекательной для них позиции школьника либо под влиянием тоже очень мощного стремления заслужить одобрение взрослых. Для подростков такие стимулы теряют значение.

Конечно, далеко не все подростки остро переживают эти трудности. Немало школьников вполне благополучных в этом отношении, т. е. осуществляющих волевое поведение на более высоком уровне.

Большую роль здесь играет правильное общее отношение подростков к учению и школе как к основному содержанию их жизни и деятельности. Такие подростки переживают свое положение школьника как нечто, определяющее их место в жизни, потеряв которое они потеряют свое общественное лицо. Именно такое отношение должно прийти на смену эмоционально окрашенной позиции школьника, свойственной детям младшего школьного возраста. Как и при каких условиях это отношение складывается?

Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. В конечном счете важно правильное понимание той роли, какую сыграет школа в его будущем. Вот почему очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, т. е. постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности. Изучение показало, что школьники, у которых были такие устойчивые интересы, ребята, достаточно отчетливо представляющие себе, к чему будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведения, умеют достичь поставленных целей.

Все эти особенности личности, необходимые для проявления воли высокого уровня, проходят сложный путь развития. Характер их взаимоотношений тоже сложен.

Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Однако наблюдения показывают, что высокое развитие нравственных чувств хотя и облегчает произвольное поведение, тем не менее не обеспечивает его полностью. Более того, при определенных условиях у школьника может быть конфликт с самим собой. Это происходит в тех случаях, когда у подростка достаточно высоко развиты нравственные чувства, но не сформированы соответствующие нравственные привычки и нравственные качества личности. Тогда, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступить так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, а это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние. Это приводит даже к снижению его самооценки.

Колебания самооценки и обращенные к себе упреки в отсутствии воли очень типичны для подростков. И это — одна из трудностей их воспитания. Как с ней справиться?

Наряду с формированием нравственных чувств у ребенка должны формироваться соответствующие привычки поведения. Для этого необходима постоянная практика. Если ребенок (при помощи взрослых или следуя принятому им образцу) добивается определенной линии поведения, у него образуются и нужные привычки. К сожалению, роль привычек до сих пор еще недооценивается, между тем они являются необходимым условием формирования всех волевых качеств личности.

Мы уже говорили о стремлении подростков воспитать сильную волю. Они ставят перед собой такую задачу довольно часто. Однако понимают эту задачу своеобразно: видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Часто они как бы не видят и не замечают проявлений воли в повседневной жизни и деятельности. Нередко не хотят признать, что в усидчивой работе, в постоянном прилежании также проявляется воля; и уж во всяком случае «такая воля» их не привлекает. Точно так же они не всегда могут разглядеть проявление воли в поведении матери, несущей на себе заботы о семье, в поступках окружающих их людей, постоянно проявляющих волевые качества в своем профессиональном труде и при выполнении общественных обязанностей.

Глубокая заинтересованность в судьбе других людей — суть отрочества.
В. А. Сухомлинский

Стремясь воспитать в себе «настоящую волю», подростки (особенно младшие) берут за образец героические поступки летчиков, космонавтов, разведчиков, но редко ориентируются на образцы из окружающей их жизни. А воспитание воли они понимают как упражнение в каких-то поступках, производимых в экстремальных условиях. Один четвероклассник утверждал, что он систематически воспитывает волю тем, что каждый день, несмотря на боль, сидит в крапиве, «как в засаде». Другой рассказывал, как несколько раз ночью ходил на кладбище. Третий воспитывал волю тем, что спал на голых досках.

Учитывая такое своеобразное понимание подростками процесса самовоспитания, очень важно вовремя, тактично показать им верный путь и направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на выработку достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: