Воображение

Дек 31 2010

Воображение
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Хотя относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.

Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности людей.

Пассивное и активное воображение. Различаются пассивное и активное воображение. Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состоянии полусна или горячечного бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический . Содержание этих образов в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами — тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, неосознаваемые им во время бодрствования влияния со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражаются в образах сновидений и внешние воздействия, но часто это отражение принимает причудливые формы.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение. Задачи этого вида воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда вы слушаете рассказ преподавателя, читаете учебники и художественную литературу, смотрите картины в музее, вы каждый раз (с большим или меньшим успехом) представляете себе то, что описывается и показывается. Одно дело — понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (это — задачи мышления); совсем другое — представить в виде живых образов, как лежит в кроватке младенец и тянет ручки к игрушке, как выглядят герои романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понимание — необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и при рассматривании картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображенный на ней «кусок жизни», мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить — от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны и в какой форме они выражены.

Легче представить себе здание, изображенное на картине, чем приведенное в книге в виде наброска, схемы, чертежа или описанное только словесно. А в словесном описании решающее значение имеет его художественная форма, использование выразительных средств языка. Недаром к языку художественной литературы применяют характеристику «образный». Это и значит, что он способствует возникновению образов воображения.

Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это — резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе бушующее море человек, который сидел воду только льющейся из крапа. Определяется оно и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит уже не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.

Творческое воображение. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самой ярком виде творческое воображение проявляется в труде изобретателей, ученых, художников, писателей, артистов. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку в любой виде труда. Так, например, воспитатель при его помоши представляет себе, как он проведет с детьми новое занятие, как организует новую игру.

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оцепить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают. Так, для изобретателя, архитектора, ученого наиболее значима реалистичность представлений, возможность их воплотить в жизнь или подтвердить в ходе дальнейших исследований. Для писателя же или художника решающее значение имеют оригинальность и яркость представлений, реалистичность же в некоторых случаях, например при создании сказок, фантастических произведений, может и вовсе не соблюдаться.

«Свободное» воображение. Мечты, грезы, фантазирование. Деление воображения на активное и пассивное условно. Между ними даже у взрослого человека (а тем более у ребенка) нет четкой границы, и одно может переходить в другое. Кроме того, существуют виды воображения, которые вообще нельзя отнести ни к активному, ни к пассивному, так как они могут иметь разную степень целенаправленности. Они не включены в творческую деятельность и вместе с тем не связаны с необходимостью точно следовать каким бы то ни было указаниям, образцам.

Нередко мы используем воображение для создания кар/ин привлекательного для нас будущего, совершаем научные открытия, путешествия в дальние страны, наделяем себя чертами любимых героев книг. Это — мечты. Они могут опережать действительный ход событий и тогда воодушевляют человека, становятся мотивами его поступков. Но могут они и уводить в сторону от жизни, подменять постановку реальных целей представлениями О несбыточных успехах. Такие мечты переходят в грезы — сходные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселяется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя прославленной кинозвездой, юноша — космонавтом, переживающим все новые и новые приключения.

Фантазированием обычно называют создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Но встречается и фантазирование в чистом виде. Некоторые люди склонны как бы приукрашивать им повседневную жизнь, не уходя при этом в мир грез.

Действия воображения. Общей особенностью задач активного воображения (за исключением репродуктивного), отличающей их от задач мышления, является их «открытый» характер. Это значит, что задача, возникающая перед воображением, имеет не одно, а множество возможных решений. Так, писатель может по-разному представить себе описываемого героя, архитектор — вид будущего здания. Даже ученый строит несколько разных представлений о возможной природе еще неизученного явления, тем более «открытыми» бывают задачи в свободных видах воображения — мечтах, грезах, фантазировании.

Средства и способы, используемые в действиях активного воображения, те же, что и в наглядно-образном мышлении. Средствами являются образы, но не просто образы предметов и явлений, получаемые в результате восприятия, а образы, соответствующие общественно выработанным видам наглядных моделей, выделяющие определенные признаки и предметов. Способы состоят во внутренних пробах, приводящих к различным сочетаниям и преобразованиям таких образов. Однако воображение и наглядно-образное мышление имеют разные задачи и дают разные результаты.

В наглядно-образном мышлении задача, состоящая в получении Нового знания, решена, когда получен обобщенный образ — модель, отвечающая ее условиям. Дальше следует его использование в практической деятельности или при решении других мыслительных задач.

В воображении «открытый» характер задач дает гораздо большую свободу отбора и сочетания образов, а их результат (обобщенный образ-модель) индивидуализируется, приобретает черты, приближающие его к образу восприятия, хотя он, как правило, не достигает той же яркости и полноты.

«Двухступенчатый» характер создания образов воображения хорошо виден на примере художественного и технического творчества. Вначале создается общий замысел картины, здания, механизма, а затем он конкретизируется, облекается «в плоть икровь».

Воображение и . Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Можно хладнокровно, бесстрастно воспринимать, думать, но нельзя хладнокровно воображать. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас не менее сильные, чем реальные события. Это — очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значения могут иметь для нас те или иные обстоятельства. Вместе с тек. это свойство воображения таит в себе опасность ухода от действительности, «переселения» в мир грез.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: