Воспитание детей в процессе их общения с природой. Часть 1

Дек 27 2010

Воспитание детей в процессе их общения с природой
Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство патриотизма.

Опыт учителей, изучение процесса развития младших школьников показывают, что в современных условиях происходит недооценка значения данного направления в формировании личности ребенка. Восполнить указанный пробел в воспитании в последующих классах невозможно, поскольку на более старших ступенях обучения первостепенное значение приобретают другие образовательные и воспитательные задачи. В деятельности, связанной с изучением природы, наблюдениями в природе, формируются такие личностные качества, как самостоятельный подход к добыванию знаний, настойчивость в поисках ответа на поставленный вопрос.

Изучение учащимися фактов, явлений путем непосредственного наблюдения препятствует возникновению формализма в знаниях школьников. Наблюдение обогащает ребенка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования правильных представлений и понятий.

Хорошие результаты в деле воспитания у детей любви к природе дают организация выборочных или длительных наблюдений за сезонными изменениями в природе, экскурсии, походы в лес, к реке, прогулки в городской парк, работа на пришкольном участке.

Содержание природоведческого программного материала в начальных классах дает большие возможности для воспитания. Учитель сообщает детям много новых и интересных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы, которые удивляют и поражают школьников, заставляют задуматься. Перед ребятами раскрываются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Первоклассников, например, можно не только познакомить с красотой осеннего леса, но и подойти к пояснению причин листопада, как явления приспособления растений к зиме, защите от высыхания. Во II классе эти сведения детей углубляются. Наблюдения за раннецветущими растениями весной — мать-и-мачехой, медуницей, перелеской — позволят детям убедиться в том, что первыми зацветают те растения, у которых имеется большое подземное корневище. Запасы питательных веществ, которые откладываются за лето в корне, обеспечивают этим растениям условия для бурного развития и цветения, лишь только оттает земля. Другим же растениям, например злакам, которые сеют весной, необходимы более благоприятные условия для прорастания — тепло и влага.

Удивляет и поражает ребят рассказ учителя о том, что в самое суровое время зимы — в январе — феврале — у обитателей хвойных лесов — клестов появляется потомство. Эти птицы питаются семенами шишек деревьев и благодаря этому могут прокормиться зимой. В процессе изучения подобных фактов ребята постепенно начинают постигать всеобщую взаимосвязь природных явлений, закономерность смены времен года, стадийность в развитии растений, высокую приспособляемость живых организмов к условиям жизни на земле. Следствием этого является формирование у младших школьников диалектического взгляда на окружающую действительность, основ материалистического мироощущения.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: