Воспитание детей в процессе их общения с природой. Часть 2

Дек 27 2010

Воспитание детей в процессе их общения с природой
Во II и в III классах ребят следует ознакомить с тем, что некоторых видов растений и животных осталось не так много на Земле, отдельные экземпляры даже исчезли, окончательно истреблены человеком. Учитель рассказывает, например, о том, что количество растений купавки, которую так любят собирать дети в начале лета, уменьшается в наших чесах. Эти сведения заставят ребят более бережно относиться к травам, не рвать больших букетов полевых цветов.

Дети начинают понимать, что все в природе неповторимо. И слова берегите лес, охраняйте птиц становятся для малышей не простым лозунгом, а действенным призывом охранять природные богатства своего края, сажать растения, озеленять свой город.

Задача охраны природы является актуальной для нашей школы на сегодняшний день. Значение уроков природоведения в этом очень велико: хороший хозяин природы должен знать законы ее развития, научиться управлять ими в интересах общества.

Большое значение для воспитания имеет систематическое, а не от случая к случаю общение ребят с миром природы. Одной из существенных линий работы учителя начальных классов по воспитаиию любви к природе является организация наблюдений в I — III классах за сезонными явлениями природы и фиксирование наблюдений в календарях природы или дневниках.

В I классе учителя обычно ведут с детьми общеклассные календари природы и труда людей, где дежурные поочередно ежедневно отмечают температуру воздуха, осадки, солнечную освещенность и т. д. С увеличением сведений о природе расширяется круг наблюдений детей. К концу года следует приучать первоклассников делать небольшие записи в индивидуальных дневниках наблюдений, когда количественные и качественные изменения в природе проявляются наиболее заметно.

Во II и III классах возрастает доля самостоятельных наблюдений детей. В дневниках наблюдений природы для I, И и III классов точно очерчен круг явлений, за которыми рекомендуется вести ежедневные наблюдения, представлены задания, помогающие развитию наблюдательности. Особое внимание педагог должен обратить на фиксирование детьми изменений в природе, появление того нового, что знаменует новый этап, новую веху в наступлении того или иного сезона, в жизни животных и растений, трудовой деятельности человека.

Периодически в классе обсуждаются работы детей, учитель делает замечания, зачитывает наиболее удачные варианты работ. В конце месяца проводятся обобщающие уроки по наблюдениям. Многие школьники в конце II и в III классе начинают вести по собственному побуждению дневники наблюдений природы в более свободной форме в обычных школьных тетрадях. При оформлении дневниковых записей ребята используют собранный гербарный материал, делают рисунки, включают в дневники вырезки из газет, журналов, фотоснимки, чертят графики изменения температуры, пишут небольшие сочинения (внеклассная работа).

При систематической работе учителя по организации наблюдений и созданию в классе обстановки заинтересованности в этой работе у ребят к концу третьего года обучения формируются такие черты, как самостоятельность, пытливость, исследовательский подход к добыванию фактов.

Приводим выдержку из дневника наблюдений (наблюдения за апрель) ученицы III класса. В этом классе учитель в течение трех лет проводил систематическую работу но организации наблюдений учащихся в природе.

4. В поле на припеке появились цветы мать-и-мачехи. Как маленькие пушочки, расцвели они на лужайках, +10°.

5. Ночью был мороз. Утром па крышах домов, на ветках образовался иней. Воробьи, обиженные на мороз, сидят нахохлившись. Днем светило солнце, очень пригревало, -Н2°С.

6. Расцвела ива. Села на нее первая проснувшаяся пчелка. Солнце сильно припекало, +12°С.

7. Пробивается сквозь старую листву молодая травка. Когда дует ветерок, пахнет цветами от деревьев, +14°.

8. Поют во все горло скворцы. Солнышко рассыпает свои лучи по всей земле. Радуется солнышку травка. Все выше тянется к нему, +’4°.

9. По дорогам, по бульварам разгуливает ветерок. Раскачивает верхушки деревьев. Температура +16°. Долгота дня 13 ч 47 мин.

11. Нахохлившись, сидят воробьи. Ни ножек, ни головок не видно. Снова дует злой ветер. Хотя температура +10°, все же холодновато.

13. В ночь еще похолодало. Ночью шел снег. Утром на дорожках лежали кучки снега. В 8 часов утра он не таял. Температура днем 4 — 5°. Заметно увеличился день. Долгота дня 14 ч.

14. То пойдет дождь, то снег. Холодно. Температура +9°, погода все время меняется.

15. У меня в стакане распустилась веточка липы, а на улице на деревьях только набухли почки. Сережки орешника стали длинней, чем у березы. У сирени тоже набухли почки, еще немного, и они распустятся листочками. Солнышко с утра светило ярко-ярко. Иногда, как будто спеша, по небу проплывали облака. Температура +13°; долгота дня 14 ч 27 мин.

В записях ученицы, средней по своей успеваемости, находит освещение большое количество фактов. Девочка, по словам учителя, значительно расширяет тот примерный план наблюдений, который был дан учащимся.. Ее наблюдениям свойственны многосторонность и тонкость анализа. Кроме того, есть и элементы обобщенного взгляда на явления природы. На основании колебаний температуры воздуха в апреле, наблюдений за осадками то в виде дождя, то снега или града девочка делает вывод об изменчивости погоды в данном месяце, подмечает и другую закономерную связь — быстрое увеличение долготы дня, характерное для данного периода весны.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: