Воспитание детей в процессе их общения с природой. Часть 3

Дек 27 2010

Воспитание детей в процессе их общения с природой
Учащиеся начальных классов, где в течение трех лет обучения был реализован указанный выше подход к задачам воспитания и общего духовного развития детей, отличаются прежде всего активным, действенным отношением к добыванию знаний. При выполнении самостоятельных заданий по наблюдению они выступают в роли маленьких исследователей.

На основании анализа занятий учащихся одного из таких классов мы вычленили те виды деятельности, в которых участвовали школьники для сбора полных и достоверных данных наблюдений за апрель.

Ребята сгребали снег во дворе, чтобы лучше увидеть, как он тает, что находится под слоем снега. Копали, рыхлили землю в саду, сажали семена, рассаду овощей, цветов. Красили известью стволы деревьев. Мастерили и устанавливали скворечники, чтобы скворцы жили недалеко от дома и можно было за ними наблюдать. Ставили в воду веточки деревьев и наблюдали за развитием разных пород растений. Измеряли температуру воздуха, делали флюгер, чтобы определять направление ветра. Ходили в лес, к реке, на луг, в поле. Рассматривали цветы, веточки деревьев и кустарников, семена и шишки деревьев. Изучали следы животных. Фотографировали, делали с натуры зарисовки тех или иных явлений весенней природы. Отламывали кору у старых пней, чтобы поймать насекомых и исследовать их поведение ранней весной. Собирали весенние грибы. Нюхали цветы, пили березовый сок, пробовали на вкус почки деревьев, наблюдали ледоход. Составляли букеты из садовых цветов, рисовали их. Эти факты, характеризующие отношение учащихся к явлениям природы, свидетельствуют о ярко выраженной потребности наблюдения, что является показателем высокого общего развития ученика.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональная настроенность ребенка на восприятие красоты природы. Учитель организует наблюдения за наиболее яркими и характерными явлениями природы в тот или иной период года: осеннее пожелтение листьев, волнующая картина листопада, бурное снеготаяние, знаменующее приход весны, яркий зимний солнечный день, когда все блестит и искрится от выпавшего снега. Сочетание непосредственных наблюдений детей с выразительным чтением стихов Пушкина, Майкова, Фета, Есенина, рисующих березку русскую, «ясность прозрачных небес», «в багрец и золото одетые леса», оставляет неизгладимое впечатление в душе ребенка.

Некоторые дети младшего школьного возраста, особенно мальчики, в начале обучения остаются глухи к красоте родной природы. Это происходит вследствие неразвитости их эстетического восприятия, вкусов, неумения наблюдать.

Целеустремленная работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы.

Обстановка эмоциональной приподнятости является условием благотворного влияния на нравственное, эстетическое развитие ребенка. Глубже раскрывается личность ученика, ярче проявляется его индивидуальность. Переживание и осознание красоты природы пробуждает творческие силы малышей.

Приводим два сочинения второклассников, которые выражают своеобразие восприятия, богатство чувств, возникающих у детей при общении с природой.

Лесная сказка
Зима. Дует холодный ветер. Словно вылепленные из снега, стоят деревья. Заденешь ветку, и на твое пальто и шапку сядет тысяча маленьких снежинок. Кажется, что ты заходишь в сонное царство. На ветках сидят красногрудые снегири, и сидят так важно, что можно подумать, что это самые главные генералы царства. Вот прилетела ворона и села на ветку выше снегирей. Она ссыпала на них снег. Один из них от удовольствия открыл клюв. В клюв залетела снежинка, н он засмеялся.

Эимний вечер
Тридцатого декабря выпал пушистый снег. Он шел большими хлопьями. Я не выдержал и сказал сестре: «Пойдем на улицу!» А она говорит: «Пойдем!» Мы вышли на улицу. Вечер был чудесный. Снег расстилался большим пуховым одеялом. На небе светили звезды и выделялся месяц. Это было так красиво, просто не опишешь. Снег лежал на деревьях, и деревья казались белыми. Тогда я подошел к дереву и заметил, что снег был остренький и лежал на деревьях, как иголки на елке.

А снег все шел и шел. На улице было светло как днем. Я этот вечер никогда не забуду.

Учителю нельзя недооценивать значения эмоционального фактора в деле воспитательного воздействия на ученика. Иногда проявляется сугубо деловой подход учителей к организации экскурсий в природу. В этом случае на первый план выдвигаются только образовательные задачи — ознакомление с породами деревьев, приметами того или иного сезона и т. д. Восхищение красотой природы способствует формированию чувства любви к Родине. Этому моменту учитель должен уделять особое внимание.

Нужно вводить детей в мир прекрасного с I класса, когда душа ребенка непосредственна и восприимчива, когда все новое и светлое глубоко западает в душу.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: