Воспитание детей в процессе их общения с природой. Часть 4

Дек 27 2010

Воспитание детей в процессе их общения с природой
Богатый фактический материал детских работ, дневников наблюдений природы, творческих сочинений учащихся начальных классов показывает, с какой душевной тонкостью относятся дети к природе, какое эстетическое наслаждение получают они от общения с природой.

Иллюстрацией могут служить выдержки из сочинений учащихся.

«На улице бушует ветер. Небо серое, как зимой, но все-таки солнце и весна побеждают. Деревья под ветром клонятся из стороны в сторону, но все-таки стоят, держатся и ждут настоящего прихода весны. Когда выглянуло солнце, этому весеннему солнцу улыбался каждый человек».

«Небо уже стало голубым-голубым. А по утрам ласковый ветерок гладил ветки деревьев, как бы шептал: «Подождите немного, весна уже рядом».

«Прилет первых жаворонков я заметил 20 марта. Когда я переходил около сада через поле, я услышал веселую песню жаворонка. И от этой веселой, заливчатой песни стало в поле весело».

«Этот день мне очень понравился (24 марта). Он был ясный. В этот день я увидел землю. Она уже проглядывала сквозь снег».

«Весной я набрала красивый букет. Букет этот был не из цветов, а из веточек тополя, молодой травки. Хотя в нем не было ничего яркого, но он был очень красивый, как дыхание весны».

В этих фактах проявляется любовь детей к природе, умение видеть в скромной картине, в скромном творении природы нечто значительное и прекрасное.

Чем богаче становится душевный мир ребенка, чем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие жизнь во всех ее проявлениях.

Учителям следует помнить указание Н. К. Крупской о многостороннем влиянии искусства на нравственное и эстетическое воспитание ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Опыт многих учителей показывает, что знакомство с картинами Шишкина, Саврасова, Левитана, музыкой Чайковского, Глинки, Прокофьева не только доступно детям начальных классов, но и вызывает живой отклик в душе ребенка, обогащает его эстетическое восприятие мира.

Знакомство с картиной И. Левитана «Март» в связи с чтением произведений о весне вызывает живой обмен впечатлениями детей (II класс).

Учитель. Вы высказали два мнения. Одни считают, что на картине изображена весна, другие — зима. Послушаем ребят.

Ученики, Это весна. Зимой снег не тает. Он белый, а здесь он уже почернел.

— Это зима: кругом снег, сосны.

— Зимой шагнешь, снег-то чистый. А весной как промокашка снег становится.

— Это март,

— На крыше, над крыльцом снега нет, его солнце растопило. Учитель. Кто-то сказал — март. Март тоже разный бывает. Весна уже

полностью вступила в свои права или на картине еще только дыхание весны? Ученики. Снег ведь не стаял весь. Это начало весны.

— Луж нет; на деревьях нет листочков, — значит, ранняя весна.

— Снег осел. Он уже устал. Когда зима, снег как бы пробуждается, а летом он засыпает.

— Воздух прозрачный.

Учитель. Левитан в картине изобразил дыхание весны. На картине тишина. Именно тишина.

Ученики. Только капель иногда слышится.

— Лошадка пригрелась и дремлет. Она как бы ждет чего-то.

— Учитель. Чего же она ждет?

Ученики. Весны. Настоящей весны. Если посмотреть на дом, то дом тоже как будто греется на солнышке.

Учитель. Вот как в красках можно все передать. Как будто чувствуешь — это дыхание весны. Я вам прочитаю несколько стихотворений, вы подумайте, какое из них подойдет к данной картине.

Учитель читает стихи «Догорал апрельский тихий вечер…» С. Есенина; «Еще в полях белеет снег…», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит,..» Ф. Тютчева; «Вот уж снег последний в поле тает…» А». К. Толстого.

Учитель. Какое из этих стихотворений больше подходит к этой картине? (Большинство детей называют третье стихотворение.)

Ученики. В последнем стихотворении уже последний снег тает, а здесь начало весны. Третье стихотворение Тютчева очень подходит — «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…». На картине тоже дыхание весны. Природа просыпается от зимнего сна.

Учитель. Кто захочет, выучит наизусть это прекрасное стихотворение Тютчева. Мы с вами уже знакомились со стихами этого поэта. В заключение обратимся к музыке. Мы слушали с вами «Времена года» Чайковского. Сегодня мм познакомимся с пьесой французского композитора Вивальди. Он жил давно, писал о временах года. Какие впечатления у вас вызовет музыка о весне? (Дети слушают пьесу.)

Ученики. Ручьи бегут, теплый ветер подул. Капельки капают. Еще представляется поселок, дети выбегают на улицу. Капает капель.

Учитель. Меняется ли настроение в музыке?

Ученики. Снег пошел, солнце спряталось, потом снова весна.

Учитель. Весна побеждает. Мы снова убеждаемся, как прекрасна музыка, как прекрасна природа.

Воспитание учащихся в процессе общения с природой не должно носить созерцательного характера. Любовь к природе предполагает заботу о сохранении ее богатств, посильный труд школьников на пришкольном участке, на полях совхозов и колхозов по выращиванию урожая, охране диких животных и птиц, водных и других богатств своего района, края, участие в рейдах школьного отряда «Зеленый патруль», «Юный лесничий» и пр.

В настоящее время в свете реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы немаловажное значение приобретает задача воспитания любви к родной земле, нелегкому труду хлебороба. Первоначальные навыки хозяйского отношения к земле, как показывает опыт многих учителей, дети получают на пришкольном участке. Ранней весной они готовят ящики для посева семян овощей и цветов, затем сеют, ухаживают за рассадой, поливают, рыхлят почву, подкармливают, внимательно наблюдают за всходами, сравнивают, как развиваются растения, советуются друг с другом, соревнуются. Кропотливая работа по выращиванию овощей и цветов учит работать сообща. Осенью при сборе урожая дети наглядно видят результаты своего труда. Сколько радости и гордости доставляет первый урожай, выращенный своими руками! Посильный труд сельских и городских школьников по выращиванию урожая пробуждает у ребят чувство сопричастности большому общенародному делу, формирует их как будущих граждан нашего общества.

Указанное направление в воспитательной работе школы оказывает влияние на формирование личности современных школьников. Многие ребята свою будущую жизнь связывают с работой в родном селе, об этом они пишут в своих сочинениях, делятся своими мыслями в беседах со сверстниками, родителями и учителями. В сочинении на тему «Как я буду жить, когда стану взрослой» ученица IV класса одной из школ Ярославской области пишет: «Всего дороже то место, где мы родились. Я ни за что на свете не променяла бы своей родной деревни на город. И даже если мне придется куда-нибудь уехать, я все равно вернусь и буду жить в своей родной деревне Алферове, буду ходить в лес за грибами и за ягодами, встречать рассвет, косить траву, сушить сено. Так все интересно!..»

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: