Воспитание младших школьников в трудовой деятельности. Часть 1

Дек 27 2010

Воспитание младших школьников в трудовой деятельности
Реформа школы ориентирует учителя на повышение уровня трудового воспитания и обучения учащихся. Общеобразовательная школа должна обеспечить включение всех школьников, начиная с I класса, в посильный труд. Трудовое воспитание осуществляется не только в процессе уроков труда и отдельных трудовых дел, оно обеспечивается совокупностью всей учебно-воспитательной работы школы.

Обучая и воспитывая своих учеников, учитель начальных классов видит их выпускниками школы, готовыми к труду там, где потребуются рабочие руки, готовыми к продолжению образования. Учитель в повседневной работе с классом стремится воспитать труженика с активной жизненной позицией, вооруженного современными знаниями, испытывающего потребность в творческой деятельности, стремящегося повышать свой профессиональный и общекультурный уровень. На этот идеал учитель ориентируется, планируя задачи и содержание трудового воспитания в единстве с политическим и нравственным.

Формирование труженика требует прежде всего приучения школьников к труду, воспитания трудолюбия. В советском обществе это связано с воспитанием уважения к трудящемуся человеку, к результатам его труда, нетерпимости к лодырям и тунеядцам. Приучить школьников к труду, воспитать уважение к нему можно только при условии их активного включения в общественно полезную трудовую деятельность.

Нередко считается, что само наличие деятельности уже определяет активность школьника, который ее осуществляет. Но это далеко не всегда так. Вспомним некоторые привычные эпизоды из жизни школы.

…Урок труда. Учитель обращается к детям: «Сегодня мы будем делать фонарик из бумаги. Вот такой. Возьмите полоску бумаги, перегните ее пополам так, чтобы края ее легли ровно друг на друга…» Далее учитель проверяет, все ли сделали правильно. «Теперь распрямите ее и по линии сгиба разрежьте пополам…», действие за действием дети повторяют то, что показывает и скрупулезно объясняет учитель. Дети часто отвлекаются, ожидая последующих указаний учителя. Все это приводит к тому, что ученики часто забывают о конечной цели, теряют интерес к работе.

Добиваясь от детей хорошего качества работы, учитель предупреждает каждое действие ученика, разъясняет каждую операцию, показывает каждое движение, их последовательность. К’ сожалению, этот путь, не всегда обеспечивая качественные результаты, воспитывает у детей пассивность, неспособность к самостоятельным решениям в рамках поставленной перед ними задачи. Когда учащийся только подражает педагогу, его собственная воля дремлет. В результате без постоянных указаний учителя ученик не может выполнить нужных действий, довести начатое дело до конца.

Каким образом формируется самостоятельность ученика, складывается его активная позиция в труде? Что для достижения этой цели должен делать педагог? Приведем пример организации уроков труда и внеклассных занятий С. М. Яровой (школа К 68, г. Нижний Тагил).

Учитель ставит перед детьми конкретную задачу — сделать полезную красивую вещь. Вместе с детьми обсуждает, как они будут работать, что и в какой последовательности выполнять, какие инструменты и материалы понадобятся, т. е. учитель и дети планируют работу, дети активны. Происходит как бы внутреннее проигрывание предстоящей деятельности, формируется ее внутренний план. Сначала дети вслух под руководством учителя учатся расчленению деятельности на действия и операции. Постепенно этот этап переходит во внутренний план (про себя) и преобразуется в процесс мысленного планирования. Так, работая в Мастерской Деда Мороза, дети знакомятся с изготовлением объемной игрушки — елочки из бумаги. Дети всем классом анализируют: елочка сделана из бумаги разных цветов; цветная бумага наклеивается и т. д. Все операции в нужной последовательности отображены на памятке — инструкционной карте. По такому же типу дети сами делают другие игрушки, когда усвоят способ изготовления поделки. Уже на этом этапе учитель нацеливает детей на поиск более рациональных способов достижения результатов.

Учитель предоставляет детям достаточно самостоятельности в решении задачи, приучает их к самостоятельному поиску ответа на возникающие вопросы, требует того, чтобы ребенок думал, пробовал, т. е. работал бы активно без постоянной помощи извне.

Обязательный разбор действий учащихся, оценка результатов работы детей с учетом их инициативы, самостоятельности, успехов, удачных находок, ошибок — необходимое условие трудового обучения.

Педагог постоянно подкрепляет положительные эмоции ребенка, оценивает его достижения, применяет различные формы поощрения, в частности использует хорошо выполненную работу, поиск новых решений как образец для обучения других.

Для воспитания советского труженика необходимо обучение коллективным формам трудовой деятельности, где школьник учится принимать на себя ответственность за общую работу, отвечать за нее перед коллективом, руководствоваться общественными мотивами в трудовых делах. Наблюдая за детьми, можно видеть, что они с радостью начинают работать вместе со своей подругой, товарищем, но вскоре могут начаться споры, каждый заботится только о себе, не спешит дать нужный материал или инструмент товарищу («Мне нужно самому», «Я скоро буду резать — потом тебе дам ножницы»). Рост взаимного неудовольствия ведет нередко к ссорам. Результаты общего труда в таких случаях оказываются невысокого качества, а нравственный эффект просто отрицательным.

Обучение коллективным формам работы начинается с совместного продумывания, обсуждения ее цели (например: «Надо сделать для детского сада головоломки»). Дети рассматривают образец, высказываются вслух о его эстетических качествах («Как красиво!», «Нам бы точно такой сделать», «Я хочу такой же красивый подарить брату»). Затем дети вместе с учителем обсуждают сформулированные учителем вопросы: «Как мы будем делать эту игрушку? С чего начнем? Сколько детей в нашем садике? Чтобы сделать для каждого игрушку, нужно много времени. Как всем вместе сделать игрушки быстрее?» Учитель напоминает о конвейере, который дети недавно видели на экскурсии на фабрике: «Каждая работница, сделав одну операцию, передает изделие другой. Тот, кто все время пришивает рукава, умеет это делать лучше всего, а у другой работницы красиво получаются воротники. Попробуем и мы так работать».

При наблюдении за работой детей в группе, где не проводилось специального обучения коллективному труду, отмечается, что дети чаще берут на себя только роль исполнителей. Они плохо справляются с работой, если в группе нет организатора, умеющего самостоятельно решать возникающие задачи.

Не дорогой строительный инструмент прайс.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: