Воспитание младших школьников в трудовой деятельности. Часть 2

Дек 27 2010

Воспитание младших школьников в трудовой деятельности
Для коллективной работы дети разбиваются на бригады (по числу операций — количество детей в группе) — В процессе работы учитель помогает детям наладить отношения, выработать правила дружной работы, самостоятельно решать возникающие в трудовой деятельности вопросы. Очень важно учить детей работать с полной отдачей. При формировании «бригад» учитель обращает внимание на то, чтобы в ней были дети, умеющие быть организаторами, а также те, кто умеет вносить дух творчества, инициативы в общую работу, кто отличается ярко выраженным чувством товарищества. Если сразу не удается решить эту задачу, учитель в следующих видах работы изменяет состав групп учащихся таким образом, чтобы дети могли учиться друг у друга трудовым умениям, навыкам организатора, товарищеским поступкам.

Постепенно дети начинают ценить друг в друге трудовые умения («Он много умеет, с ним интересно»), творческий подход к делу («много может придумать», «хорошо думает»), товарищеское внимание («может помочь», «не жадничает», «делает, чтобы всем было лучше»). Такому пониманию положительных качеств работающего человека помогают как оценки учителя, так и коллективное обсуждение хода и результатов общего дела. Педагог постепенно подводит детей к осознанию того, что дружная работа, правильно организованный коллективный труд дают хорошего качества результаты, поднимают настроение, приносят радость. – Поддерживает и развивает интерес к труду включение детей в труд значимый, где дети могут проявить свои умения, увидеть пользу своих знаний. Учитель может готовить вместе со своими воспитанниками для кабинета труда разработки, наглядные пособия, модели, макеты, образцы. Дети на уроках и в кружке делают игрушки для детского сада, школьной игротеки, готовят книжки-малышки для групп продленного дня, дидактический материал, декорации, оборудование для кукольного театра, работают на пришкольном участке.

Труд детей тогда является эффективным воспитательным средством, когда он способствует развитию ребенка, его психических процессов, личностных качеств. Содержание и формы деятельности ребенка, имеющие успех на одном этапе его развития, перестают служить цели его дальнейшего развития на новом этапе.

Развитию детей способствуют усложнение коллективных форм работы, изменение содержания общественно полезной деятельности, рост сложности тех задач, которые в ней решаются. Изучение содержания общественно полезного труда учащихся в начальной школе показывает, что наиболее распространенные виды работы связаны с самообслуживанием. Труд по самообслуживанию в школе связан с нуждами классного и школьного коллективов (уборка помещения, территории школы, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в школе, в классе). В то же время учителя называли и такие виды работы, как шефство над шестилетками, детским садом, помощь совхозу, участие в озеленении района, т. е. дети начальных классов могут выполнять куда более широкий круг работ и обязанностей, чем они в большинстве своем выполняют.

Постоянное и систематическое расширение и усложнение содержания труда учащихся, вовлечение их во все более широкий круг обязанностей — одно из существенных условий его развивающей роли, поддержания и укрепления интересов детей к общественно полезной деятельности. При этом необходимо объяснять детям связь их общественно полезной деятельности с трудом всего народа. Это и есть политическое воспитание, осуществляемое в единстве с трудом. Дети знают, что их операции «Бережем хлеб», «Экономим электричество и воду» — это участие в решении задач Продовольственной программы, которую выполняет вся страна, весь народ. Что такое вся страна — они знают, наглядно представляют, в этом им помогает большая карта Всесоюзной игры-путешествия «Октябрята — по стране Октября».

Развивающая роль труда, формирующего активность детей, проявляется тогда, когда дети сами могут придумать и предложить нужное и интересное дело, сами (с помощью старших) его осуществить. Довольно часто приходится встречаться с фактами, когда детн являются только исполнителями («Нам дадут задание — мы выполним», «Велит учитель — мы делаем»). Такие ответы детей на вопрос; «Что интересного вы собираетесь все вместе сделать, какие интересные дела ждут ваш коллектив» — свидетельствуют о неудовлетворительной постановке дела воспитания, отсутствии у детей интереса к общим коллективным делам, их безынициативности. Преодолеть это помогает развитие творческих начал в коллективной деятельности детей. Творчество начинается с обсуждения вопросов культуры труда: как лучше разложить на столе материалы, как хранить инструменты. (У каждого из детей должен быть ящичек, где аккуратно хранится все необходимое для уроков труда. Дети учатся работать на клеенке или бумаге, постеленной на парту, кисточку класть на подставку, убирать за собой бумагу.) Перед детьми ставится вопрос, как лучше организовать свое рабочее место, удобнее расположить инструменты и какие изменения с этой целью внести в сложившиеся правила.

Выдумка, фантазия свойственны ребенку. Младший школьник, фантазируя, познает и осмысливает мир. Он мысленно приобщается к заботам взрослых, к их труду. Кто-то из детей нашел детали от машины, сейчас же возникло предложение: будем делать машину, поедем все за город. Неважно, что это нереально. Но дети начинают интересоваться устройством автомобиля, распределяют роли: кто и что должен сделать, Все это активизирует мысль ребенка, он сам приобретает новые знания, ищет их. Используя стихийно возникший интерес и энтузиазм детей, учитель предлагает пойти на экскурсию в автопарк, посмотреть, как ремонтируют машины, как за ними ухаживают, сколько труда надо, чтобы отремонтировать машину, а еще больше, чтобы создать ее.

«Отношение человека к человеку, его общественная жизнь раскрываются прежде всего в труде на благо людей», — писал Б. А. Сухомлинский. В этом и заключен нравственный смысл труда, который постигают дети с помощью учителя.

Знакомство детей с трудом взрослых, с использованием машин и механизмов позволяет учителю вместе с детьми глубже заглянуть в век научно-технической революции, понять значение техники в жизни человека, в развитии общества. Станки и агрегаты с программным управлением, предприятия, автоматизированные на базе достижений современной науки и техники, — это наше настоящее и будущее научно-технического прогресса. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривают наряду с высоким интеллектуальным и физическим развитием молодого человека глубокое знание им научно-технических и экономических основ производства, сознательное, творческое отношение к труду. Начинать подготовку к этому следует с I класса.

Успеха в воспитании детей учитель добивается, когда его первыми помощниками, единомышленниками становятся родители учащихся.

Совместными усилиями семьи и школы решаются многие вопросы воспитания в труде. Учителя интересуются домашними обязанностями детей, делятся с родителями успехами учащихся в выполнении поручений коллектива. Родители приглашают детей к себе на производство, рассказывают о профессиях, которыми богато предприятие, о передовиках труда, их достижениях.

Младший школьник воспитывается и развивается в труде как личность, если он активен и самостоятелен (знает, что он делает нужное дело, знает цель работы, четко представляет ее конечный результат, умеет ее спланировать, понимает ответственность за порученное дело, стремится его сделать самостоятельно и как можно лучше, зная, что его труд оценивается коллективом и учителем); если труд четко организован и в нем устанавливаются правильные трудовые и нравственные взаимоотношения детей; если дети обучаются коллективной работе, при выполнении которой учитель постоянно стимулирует творческую мысль детей; если дети чувствуют и осознают, что их труд — часть общего труда коллектива школы, их труд нужен; если учитель работает в контакте с семьей.

Щось цікаве можна прочитать на цікавому сайті http://karpatyua.net/.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: